В Крещенский сочельник в Никитском Храме г. Калуги было совершено предпраздничное Богослужение.
18 января 2022 года, утром, в день Навечерия праздника Богоявления Господня (Крещенский сочельник), в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено большое предпраздничное Богослужение, которое возглавил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили: иерей Стефан Бойко, иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.
Началось оно с совершения чинопоследования Царских Часов (1- го, 3-го, 6-го и 9-го), за каждым из Часов были прочитаны три псалма, паремии – отрывки из Ветхозаветных книг, так или иначе связанные с водой, праздником Богоявления, отрывки из книги «Деяний Святых апостолов», « Послания к Римлянам святого апостола Павла», «Послания к Титу святого апостола Павла» и «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла», отрывки из Святого Евангелия от апостолов Матфея, Марка и Луки, в которых описано событие праздника Крещения Господня.
По окончании чтения Изобразительных началось служение Божественной Литургии святителя Василия Великого, которая началась Великой Вечерней.
На Заамвонной молитве, по совершении Таинства Причастия, духовенством Храма во главе с настоятелем был совершен Чин великого освящения воды, после чего, в центре Храма, перед вынесенной свечей священнослужителями и хором были пропеты тропарь и кондак праздника Крещения, весь Храм был окроплён Святой водой.
***
18 ЯНВАРЯ - НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ (КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Молитвы.
Тропарь навечерия Богоявления, глас 4.
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.
Кондак навечерия Богоявления, глас 2.
Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.
По материалам сайта www.pravlife.org.