19 декабря.26-я Неделя по Пятидесятнице. Память святителя Николая Чудотворца.
19 декабря Православная Церковь празднует память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Вспоминается день Его кончины.
18 декабря 2021 года, субботним вечером, в канун праздничного дня, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова было совершено торжественное Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии святителя Николая (отрывки из книг Ветхого Завета).
На Полиелее, за Утреней, священнослужители и хор Храма пропели величание святителю Николаю:
«Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.24, ст.01-12), повествующий о явлении Ангела ученицам и о пребывании апостола Петра у пустой гробницы Спасителя .
По окончании чтения отец – настоятель совершил помазание верующих освященным елеем, за которым, также, раздавался освященный за Литией хлеб.
19 декабря 2021 года, в сам праздничный день, в Храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко.
На Апостольском чтении за Литургиями читались отрывки из «Послания к Ефесянам святого апостола Павла» (Гл.5, ст.08-19), затрагивающий две ключевые темы: первая — это тема света и тьмы и вторая — отеческое наставление к внимательной, вдумчивой, праведной жизни, и из « Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.13, ст.17-21),читаемый в дни памяти святых, прославленных в чине святителей, в котором апостол Павел призывает оказывать повиновение и быть покорными по отношению наставникам. Конечно же, речь здесь идет не о наставниках вообще, а о тех, кто учит истинам духовной жизни.
За Евангельским чтением читались отрывки из Святого Евангелия от святаго славного, всехвальнаго апостола и евангелиста Луки (гл.17, ст.12-19, о случае исцеления Господом Иисусом Христом 10 прокаженных, из которых только 1, самарянин, пришёл отблагодарить Господа, и гл.6, ст.17-23, читаемый в дни памяти святителей, содержащий Нагорную Проповедь в изложении данного евангелиста).
По завершении и Раннего, и Позднего Богослужения перед иконами святителя Николая Чудотворца совершались праздничные Молебны.
У входа в ДПИКЦ "Достояние" для всех желающих было организовано чаепитие, в Конференц- зале Центра состоялся праздничный концерт, приуроченный к празднику святителя Николая "Егда кто Николая любит" коллективов: ансамбля народной песни "БлагоДать" и фольклорного ансамбля "Роща" ( руководитель - заслуженный работник культуры РФ Тамара Алексеевна Ситько).
***
Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. О десяти прокаженных.
Сегодняшний Евангельский отрывок раскрывает перед нами важную и актуальную для каждого из нас тему, касающуюся восстановления взаимоотношений человека с Богом, так как последствия грехопадения первых людей, потеря их единения с Богом катастрофически отразились на природе каждого человека, на его сознании, на понимании цели своей жизни.
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19).
Замечательны следующие слова Спасителя, сказанные в этом Евангельском отрывке, выражающие недоумение и вопрос: «как они не возвратились воздать славу Богу?..». Хорошо было бы всегда держать их в памяти, ведь в них отражается живой характер Бога, Его образ мышления, Его диалог с совестью каждого из нас. Всё домостроительство нашего спасения, совершённое Христом, было сделано ради человека, ради того, чтобы ему вернуть Божественную жизнь и бессмертие, которые он искал в Раю, но упустил. Человек наивно поверил дьяволу, что их можно найти в материи, обойдя Бога. Тем самым, обманувшись, человек предал свою душу в рабство и тиранию дьяволу, разлучив себя с Богом, и узаконил себе смерть по заповеди Творца. Чтобы вызволить человека из дьявольского плена, Бог Слово воплотился в наше естество, стал как один из нас, оставаясь одновременно по своей природе Богом. Он проповедал Евангелие, пострадал на Кресте, дав себя умертвить, а затем воскрес и вознесся на Небеса, послав нам Духа Святого и устроив Церковь и Таинства для нашего спасения. Всем этим Он проложил нам обратный путь к единению с Ним, требуя от нас лишь одного – чтобы мы, после всего сделанного Им ради нас, не отвернулись от Его Божественного Лица, а обернулись к Нему, «возвратились» всем сердцем, чтобы «воздать славу Богу». Цель всех Божиих благодеяний человеку заключается в том, чтобы обратить его лицо от греховных страстей к Богу, от самолюбия и самообмана обратить к Божественной Любви и Истине. Бог не нуждается в нашей благодарности, в ней нуждаемся мы, как носящие Его образ, чтобы нам, общаясь с Богом и воздавая Ему славу, «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, – как об этом пишет апостол Павел, – который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:9-12).
В сегодняшнем Евангельском эпизоде может показаться странным поведение девяти прокаженных, которые не возвратились отблагодарить Спасителя за исцеление от проказы. Им было оказано Божие благодеяние, которое ждало их сердечного ответа, ждало их благодарного обращения ко Христу как завершение божественного о них промысла. Но вместо того, чтобы отблагодарить, они ожесточились (Рим. 11:7) сердцем и ушли от встречи с живым Богом, обратились к букве закона, не способной животворить (Гал. 3:21) ни их тела, ни их души, которая в этом эпизоде так и осталась у них не уврачеванной.
Чем был оправдан для них самих данный поступок? Какой мыслью они руководствовались? Или скорее, какому помыслу или лукавой идеи, они доверились, чтобы уйти от благодарения Христа за своё исцеление? Можно представить, что один или два человека по собственному жестокосердию или скорее, безумию, не захотели бы отблагодарить своего благодетеля. Но девять человек из десяти, девяносто процентов из ста – это большая цифра. Она не может быть также объяснена просто невнимательностью или невоспитанностью этих людей. Эти люди получили великое благодеяние от Спасителя: из изгоев и отверженных обществом они превратились в полноценных его членов. Их душа должна была бы трепетать от радости и благодарности перед Христом, что после долгих скитаний в пустыни вдалеке от людей, от своих родных, они, оставленные медленно и мучительно умирать в своей проказе, получают абсолютное выздоровление и вместе с этим новую жизнь. Не укладывается в уме, что за этим стоит лишь чувство неблагодарности без какого-либо весомого оправдания на этот счёт. Настолько весомого, что оно не позволило чувству благодарности возыметь силу в человеке, чтобы привести его в славословии за оказанное благодеяние к стопам Спасителя.
Подобно этим девяти прокаженным случается, что и мы сами теряем из вида Бога, теряем чувство благодарности к Нему за оказанные милости. Благодать Божия отходит от нас, когда мы нарушаем закон евангельской любви и заменяем его законом справедливости или человеческой правды, когда ожесточаем своё сердце по отношению к ближнему. Бог исполняет наши прошения, делает всё, чтобы сблизиться с человеком, войти в его благодарное сердце. Оказывая человеку благодеяния, Господь ждёт с ним встречи в сердечном чувстве благодарности человека, от которого, со временем, рождается и любовь к Своему Благодетелю. Но и дьявол не дремлет после Божиего благодеяния человеку, всеми способами пытается мысленно сбить человека с пути благодарения, отвести его под любым предлогом от встречи с Богом. Именно это искушение и случилось с девятью прокаженными, которые оставили Спасителя недоумевать по поводу их нежелания возвратиться и отблагодарить за оказанное им чудесное исцеление. Чем же их уловил дьявол? Каким лукавым помыслом он успокоил их совесть?
Две вещи в этом Евангельском эпизоде приоткрывают нам причину, по которой девять прокаженных не вернулись отблагодарить Спасителя. Первая – это слова Спасителя: «пойдите, покажитесь священникам». Из этих слов становится понятно, что эти люди были иудеями, которым по закону Моисея, прежде чем вернуться в общество, установлено было обязательно показаться священникам для подтверждения отсутствия у них на теле проказы. А также для совершения необходимых омовений и других ритуалов, предписанных законом, сразу же по выздоровлению больного проказой. И вторая вещь относится к обстоятельству: кем был тот из десяти прокаженных, который получил наравне с остальными исцеление от своей проказы? Об этом нам говорят следующие Евангельские слова: «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин».
Учитывая последнее обстоятельство, возникает вопрос: неужели Христос, посылая всех десятерых к священнику, не знал, что один из них самарянин, которому наравне с язычниками запрещено было показываться иудейскому священнику? Надо отметить, что вражда иудеев с самарянами была настолько сильна, что они не смели попросить даже глотка воды друг у друга, не говоря уже о том, чтобы совместно участвовать в каких-либо религиозных обрядах. Это подтверждают слова самарянки в Евангелии от Иоанна, обращённые к Спасителю: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Зачем же Христос послал Самарянина к священникам заведомо зная, что ему не разрешат показаться им?
Ещё недавно все десять прокаженных были как единое тело, покрытое мучительной язвой, они вместе переносили все тяготы, выпавшие на их долю, не делая друг перед другом различий, не превозносясь друг перед другом, не укоряя, а сострадая своему ближнему в общем недуге. Тем самым они показывали преимущество единства и равенства их естества над различием в их вероисповедании или социальном положении. Вдалеке от мира, от всевозможных политических или религиозных разделений между людьми, нося в изгнании общий страшный недуг, они выглядели подобно первородному Адаму в едином теле, изгнанному из Рая, знавшему Истинного Бога. Они вместе приносили покаяние Богу за свои грехи, скитаясь по безлюдным пустыням, перенося гонения и неприязнь от людей. Они вместе как единое тело, единый Адам, просили Христа помиловать их. И Господь услышал их молитвы. «Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам». Если их так сильно соединило друг с другом и с Богом общее несчастье, девятерых иудеев и одного самарянина, то невероятно было представить, что их могло бы разъединить Божье благодеяние, оказанное им. Но именно так и случилось. Их чудесное выздоровление разобщило их, разорвало их связь. Почему? Потому что слова Спасителя «пойдите, покажитесь священникам» были восприняты девятью иудеями, исключительно как слова, обращенные только к ним одним. Ведь самарянин, по закону считавшийся для них язычником, отверженным Богом, не мог показаться перед священником. После этих слов в своей душе они уже отделили его от себя как человека «второго сорта». Пока они все были больны проказой, они считали и себя, и его, грешниками, несущими Божью кару. Но как только появилась надежда на исцеление, когда Спаситель ответил на их прошение, они посчитали уже исключительно себя достойными исцеления. Услышав о священниках, они в сердце отделили от себя самарянина и осудили его как недостойного Божией милости из-за своего происхождения. Они осудили его прежде суда Божьего, ожесточили своё сердце, забыв о совместно перенесённых с ним страданиях. Зная о том, что он искренне желал, как и они, исцелиться, они не захотели даже спросить о нём Христа: «что же нам делать с нашим ближним, как и мы страдающим от проказы? Он ведь самарянин». Думая теперь лишь о себе, забыв о своём ещё недавнем по болезни собрате, кичась своим иудейским происхождением, они поспешили к священникам, исполняя данное им послушание. Что же оставалось делать Самарянину? Возложить упование на Бога, поверить, что слова Христа относятся и к нему. Ведь он не услышал от Спасителя ничего отдельного для себя, поэтому он последовал за иудеями к священникам, веруя и следуя лишь сказанным словам Христа, мысленно отгоняя от себя всевозможные страхи и опасения о том, как он сможет показаться на глаза иудейским священникам. Своими действиями он вызывал раздражение и насмешки иудеев, рассуждавших, что ему невозможно будет исполнить слова Спасителя и получить исцеление. В ослеплении сердца им казалось, что и милость Божия, как и они сами, подчиняется закону. Но в действительности закон был дан человеку, а не Богу для Его Благого Промысла, милость Божия не ограничивается законом. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, – сказано в Евангелии от Матфея, – и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
«И когда они шли, – говорится сегодня в Евангелии, – очистились». Каково же было удивление и смущение иудеев, когда они увидели самарянина также, как и себя, исцеленным. На фоне этого вспоминается диалог в Евангелии от Иоанна, где фарисеи сопротивлялись Божиему чуду, явленному на слепорождённом человеке в субботу. Подобный по смыслу диалог мог бы иметь место и между исцелёнными от проказы иудеями и самарянином, который, по их мнению, был недостоин Божьей милости: «Тогда некоторые из фарисеев говорили (о Христе): не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (в нашем же случае – исцеляет самарян). Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, – продолжают фарисеи; Сего же не знаем, откуда Он… (Ин. 9:16). Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9:30). С таким негативным отношением ко Христу исцелённые им иудеи не могли уже возвратиться к Нему: ожесточение и гордость в сердце сделало их мертвыми для чувства благодарности. Самарянин же был исполнен радости и благодарности перед Богом, искренне считая себя не достойным Божьей милости, которую он обрёл в Лице Христа: «…видя, что исцелен, возвратился (ко Христу), громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».
Спрашивается: неужели Христос стал разрушителем ещё недавнего их союза по несчастью? Десять прокажённых просили Его об исцелении, и Он дал им желаемое. Но не все из них смогли понести ношу этого Божественного дара. Тяжело бывает человеку не впасть в грех в состоянии несчастья, но ещё тяжелее для человека не впасть в него, испытывая на себе великие благодеяния Божии. Дьявол всегда при оружии, он всегда в боевой готовности. Больше шести тысяч лет он оттачивает способы мысленной борьбы с человеком, всеми правдами и неправдами пытаясь выставить человека перед Богом виновным. Одного лишь он боится в человеке – смирения, растворенного любовью, или любви, растворённой смирением. Ими да украсит нас всех Господь по единой Своей милости. Аминь.
иеромонах Игнатий (Смирнов).
По материалам сайта www.valaam.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3649-19-dekabrya-26-ya-nedelya-po-pyatidesyatnitse-pamyat-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa#sigProGalleriafbf5d44deb