04 декабря. Празднование Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
04 декабря 2021 года, в день праздника Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова.
За Апостольским чтением в этот день, как и во дни всех Богородичных праздников и во дни празднования Богородичных икон, читался отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.9, ст.01-07), повествующем нам об устройстве Ветхозаветного Храма. С первых дней бытия Христовой Церкви существует убеждение, что ветхозаветная скиния предизображала, или прообразовала собою Божию Матерь, Которая была чистым вместилищем и святой обителью Сына Божия.
На Евангельском чтении за Службами читался Богородичный отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.10, ст.38-42, Гл.11, ст.27-28),рассказывающий нам о беседе Христа с Марфой и Марией и о воздавшей из народа голос женщине.
На Сугубой ектение за Литургиями были вознесены особые прошения о единстве Святого Православия и прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомые, возносилась сугубая Молитва о болящих.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель произнёс проповедь на тему праздника.
По окончании обоих Богослужений духовенством совершались Молебные пения перед иконой праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы, за которыми были пропеты тропарь и кондак праздника, величание.
***
Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры! В сегодняшний святой день Церковь празднует великий праздник Введения во храм Пресвятой Девы Богородицы! Если мы внимательно молились за Всенощным бдением, то слышали, какими торжественными похвалами и гимнами восхваляется сей праздник. В чем же величие и торжество празднуемого сегодня события? Рассмотрим сначала внешнюю, а затем внутреннюю сторону праздника, опираясь на Священное Предание Церкви.
Пресвятая Богородица родилась у состарившихся благочестивых супругов Иоакима и Анны, которые дали обет посвятить дитя Богу. До трех лет дитя было в родительском доме, и, как только ребенок был отнят от груди матери, родители поспешили исполнить обет и посвятить дочь Богу. При ветхозаветном храме жили и выполняли особое служение отроковицы девы, посвященные Богу. Когда трёхлетняя девочка была приведена к ступеням храма, ее встретил тогдашний архиерей и девы, служащие при храме. Чудесным образом без помощи окружающих, но укрепляемая божественной силой, девочка сама пошла вверх по ступеням, а вслед за ней следовали отроковицы девы со свечами. Архиерей ввел девочку во храм Господень, и, по-особому Божию вдохновению понял, что пред ним не простой ребенок, но Святой Сосуд Божественной благодати.
Согласно преданию первосвященник отвел Божию Матерь во Святая Святых храма в алтарь, куда по ветхозаветным правилам мог входить только архиерей один раз в год. Жизнь Божией Матери во Святая Святых была полностью сокрыта от глаз человеческих. Святитель Григорий Палама пишет, что Богородица во храме пребывала в священном безмолвии и созерцании, слушала чтение Священного Писания книг Ветхого завета, когда во храме проходило богослужение. Телесной пищей ее питали ангелы и служили ей. «Радуйся ангельское житие являющая», – воспеваем мы Богородицу словами акафиста.
Но пытливый человеческий ум сомневается во многих вопросах веры и ищет доказательств. Так и среди верующих есть те, кто не верят, что Божия Матерь была введена во Святая Святых храма. Но верующее сердце знает, что так и было, именно об этом поет хор и читаются богослужебные гимны, а Святитель Григорий Палама, защитник веры православной, посвятил пространную беседу жизни Божий Матери во Святая Святых.
Для Божией Матери вход во Святая Святых и жизнь там, был ее путь и восхождение от силы в силу к Богу, к еще большей чистоте сердца и непорочности. Она при помощи Божественной благодати, укрепляемая Святым Духом, достигла такой высоты святости и совершенства, что стала способной вместить Невместимаго, родить Бога. Стать одушевленным храмом Божиим, большим, чем земной храм Иерусалимский, где обитал Бог. Божия Матерь была по природе подобным нам человеком, но по чистоте своей жизни и непорочности Она превзошла всех святых и даже самих бесплотных ангелов. Как пишет преподобный Силуан, Богородица была настолько чистой жизни, что даже ни единым помыслом не согрешила.
Мы с вами, братья и сестры, как и все люди, тоже созданы и призваны быть храмом, жилищем для Бога, Который желает упокоиться и жить в нашей душе и сердце. Но, что же делать нам грешным, далеким от такой чистоты и совершенства? Падать духом нам не подобает. Богородица показала нам путь, шествуя по которому мы можем очистить свое сердце и приблизится к Богу. Это путь послушания воли Божией, всецелой отдачи и посвящения себя Богу, устремления своей души, своего существа любовью к Богу. Этот путь безмолвия ума (исихия) и умная молитва.
Согласно святителю Григорию, Богородица явила нам идеальный пример монашеского образа жизни: «Она пребывала в молчании, Она представила созерцателям значительную защиту: потому что справедливо Она избирает молчаливый и отрешенный от всех образ жизни»[1]. Жизнь Богородицы научает нас всех, а особенно монашествующих, уклонятся от суеты и житейских попечений, от чрезмерной заботы о своем теле и не прилепляться своим сердцем к чувственным удовольствиям и земным благам. Возникает вопрос, как нам достигнуть безмолвия ума и чистоты сердца, когда порой мы находимся в центре всей суеты и попечений?
Не телом мы будем стремиться в пустыню, но стараться при помощи Божественной благодати наш ум и чувства привести к состоянию тишины и безмолвия. И как говорят нам святые отцы: «Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (т.е. в бесстрастие)»[2].
Помощь в этом нам окажет Иисусова молитва и непрестанная память о Боге или, по-другому, хождение пред Богом. Путем трезвения и молитвы, с Божией помощью, мы можем войти во Святая Святых, во внутреннюю клеть, в свое сердце, внутри которого находится дверь в Царствие Божие. Будем же следить за своим сердцем, не сочетаться со страстными помыслами, а отгонять их именем Христовым. Будем хранить свое сердце в смирении и нищете духа, особенно остерегаясь помыслов осуждения и превозношения над ближними, так как в гордое сердце никогда не войдет Господь.
Еще, большая помощь для нас в том, что у каждого из нас, или почти у всех, есть своя келья, свой угол, или просто уеденное место на природе, где мы можем в свободное от работы и послушания время отключить телефон, оставить все своим заботы и мысли, и посвятить это время только Единому Богу. Сначала, конечно, это очень не просто, найдутся тысячи причин, препятствующих этому. И первая – это рассеянность нашего ума и разные суетные помыслы. Но если мы будем стараться посвящать свое свободное время такой уеденной внимательной молитве, если умом своим мы будем двигаться навстречу Богу, то у нас выработаются добрые навык и тяга к молитве и богообщению. Потом мы уже сами без принуждения будем желать, искать настоящей сердечной молитвы.
Поэтому, дорогие братья и сестры, пока мы имеем такую возможность быть наедине с Богом, уединятся, не будем пренебрегать свободным временем, тратя его впустую, а постараемся отрешиться от себя самих, от суеты, от чрезмерных забот о своем теле, посвятим себя в молитве Богу. А награда, которую обещал нам даровать Господь, если мы очистим свое сердце от страстей – это Он Сам, Который придет в храм нашей души, со Отцем и Духом Святым.
В сегодняшний праздник и каждый день своей жизни да будем непрестанно призывать на помощь нашу Небесную Заступницу Пресвятую Богородицу. Ее же святыми молитвами помоги нам Господи обрести чистоту сердца и войти в Царствие Божие. Аминь.
[1] Григорий Палама святитель. Беседы. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте.
[2] Преподобный Никита Стифат, Добротолюбие.
Иеромонах Севастиан (Кузнецов).
По материалам сайта www.valaam.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3631-04-dekabrya-prazdnovanie-vvedeniya-vo-khram-presvyatoj-bogoroditsy#sigProGalleria62d295915d