Prev Next

Настоятель Никитского Храма г. Калуги принял участие в V Богородично-Рождественской парламентской встрече в региональном парламенте по теме «Секулярность и религиозность» в рамках XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

15 октября 2021 года в г. Калуге в зале заседаний Правительства Калужской области состоялась V Богородично-Рождественская парламентская встреча в Законодательном Собрании Калужской области по направлению I «Взаимодействие Церкви и системы образования» XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Вера и творчество: 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского».

V Парламентская встреча организована очно и с подключением по видеоконференсвязи. Впервые в парламентской встрече участвуют главы администраций 26 муниципальных образований Калужской области (дистанционно). Среди участников встречи: члены Оргкомитета Чтений, благочинные Калужской, Козельской, Песоченской епархий, представители министерств Калужской области, члены Координационного совета духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области, представители молодёжного парламента и общественных организаций.

Перед заседанием «круглого стола» по теме «Секулярность и религиозность» его участники могли посетить выставку на 2-ом этаже Администрации Губернатора Калужской области «Вера и творчество молодёжи: сила веры творит красоту». Выставка организована преподавателями и обучающимися Духовного училища по подготовке регентов и иконописцев Калужской епархии, которое возглавляет ректор – протоиерей Иоанн Паюл, кандидат богословия, член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области. Выставка начала свою работу с 13 октября 2021 г. в соответствии с программой V Богородично-Рождественской парламентской встречи.

 

Заседание началось с общей молитвы и благословения Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского – главы Калужской митрополии, члена Высшего Церковного Совета, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, ректора Калужской духовной семинарии, сопредседателя Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области, доктора исторических наук, председателя Чтений.

Ведущий заседание – сопредседательствующий на заседании с митрополитом Климентом, первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Калужской области, - Виктор Сергеевич Бабурин выступил с приветственным словом, отметив, что выбранная для обсуждения тема актуальна для духовного и нравственного развития общества, потому что связана с вечными незыблемыми православными традициями.

Виктор Сергеевич отметил важность изучения основ православной культуры для сохранения и укрепления в обществе семейных ценностей, которые помогают человеку становиться высоконравственной личностью, и особо подчеркнул, что Калужская митрополия и митрополит Климент много сделали для популяризации этого курса в образовательных учреждениях.
Митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что в России «секулярный мир» стал активно проявляться с начала XVIII века. В этот период простой народ еще сохранял преданность Православию, но «верхушка» общества увлеклась западной культурой. «Даже говорить по-русски тогда было дурным тоном, надо было говорить по-французски», - заметил Владыка. «Но и в этой «верхушке» общества появился Фёдор Михайлович Достоевский, 200-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. Его произведения о смысле жизни актуальны до сих пор. Он оставил нам свой призыв любить Россию и человека, хранить Православие».

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Владимировна Коробова отметила в своем приветственном слове, что по результатам социологический исследований несмотря ни на что семья для современного молодого поколения по-прежнему занимает лидирующее место среди жизненных приоритетных ценностей.
Заместитель Губернатора Калужской области Константин Михайлович Горобцов, продолжая тему, подчеркнул, что «наш общий долг сохранить основы традиционного общества, чтобы молодые люди не потеряли себя в эпоху изменений».

Далее участники Чтений посмотрели подготовленный ТРК «Ника» фильм об истории парламентских встреч в рамках Богородично-Рождественских чтений Калужской митрополии.
По теме заседания «круглого стола» прозвучали шесть докладов. В двух из них раскрывалась тема заседания, в остальных – представлен калужский опыт реализации курса «Основы православной культуры», а также проблемы федерального уровня, связанные как с расширением возможностей преподавания этого курса, так и с отечественным образованием в целом.
Тему секулярности и религиозности представили: в докладе «Секулярность и религиозность в современном мире» кандидат философских наук, доцент кафедры международной журналистики МГИМО МИД России, директор Русской экспертной школы Василий Александрович Щипков и в докладе «Церковь перед лицом секулярного мира» кандидат богословия, доцент кафедры библейских и богословских дисциплин Калужской духовной семинарии протоиерей Димитрий Моисеев.

Василий Александрович Щипков пояснил как меняется роль религии в современной культуре, и какое политическое значение это имеет для России. «Суть секуляризации в том, что любое социальное развитие – от искусств до технологий – основано на отказе от христианской традиции и религиозного мировоззрения. Утверждается, что модернизация неизбежно ведёт к секуляризации, к вытеснению религии из жизни общества. Человек или даже целая страна, чтобы стать успешными, якобы должны уменьшить значение религии и Бога в своей жизни».
Распространившийся процесс секуляризации привёл к тому, что всем не западным странам навязывалась идея, что для того, чтобы стать похожими на процветающий Запад, они должны провести у себя секулярные реформы. Такая модель передавалась просвещённым элитам в разных странах».

С этой точки зрения, реформы императора Петра I Василий Александрович Щипков пояснил так: «Пётр I, желавший укрепления и процветания России, честно шёл по этой схеме: заимствовал западные технологии, внешний образ жизни, и при этом лишил собственную Церковь главы, заменил Святейшего Патриарха Святейшим Синодом – фактически министерством по управлению делами Церкви. Он действовал по протестантскому стандарту – «чья власть, того и вера». Делал он это не из гордыни, а из веры в теорию модернизации. Ослабленная за двести лет такого существования Церковь в результате не смогла стать силой, которая бы предотвратила или смягчила революционный кризис в России в начале XX в.».
Василий Александрович отметил разницу секуляризации в России по сравнению с Западом: «если на западе секуляризация была глубинным богословским процессом, то в России секуляризация всегда оставалась вторичной, политической надстройкой, и поэтому кардинально не могла изменить внутреннюю православную основу отечественной культуры». Этим и объясняется возвращение духовной и общественной роли Православия в России в конце XX в. – начале XXI в.

В завершение доклада Василий Александрович Щипков подчеркнул, что «кризис светской философии явно возвращает в наш мир не просто религию, а религиозное мировосприятие… в процесс теперь активно включились именно секулярные силы, которые ещё вчера говорили о недопустимости присутствия религии в общественно-политической жизни. Секуляризм вынужденно обнаруживает свои скрытые религиозные основания». Такое положение дел требует не только понимания этих процессов всеми здоровыми силами нашего общества, а и «становится жизненно необходимым, стратегическим элементом стабильности и процветания России, благополучия человека в наступающей постсекулярной эпохе».

В докладе по теме: «Кризис современного образования и пути выхода из него» речь шла о необходимости серьёзных изменений в отечественной системе образования в целом. С этим докладом выступила Нина Борисовна Жукова, кандидат исторических наук, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, член Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сопредседатель Правления Международной общественной организации «Союз православных женщин». Нина Борисовна говорила об отсутствии национального воспитательного идеала в школьной и вузовской практике, который является мерилом, как в целом всей образовательной деятельности, так и отдельных его процессов в частности; о формализме в духовно-нравственном и патриотическом воспитании. И тому причиной то, что «Россия три последних десятилетия стремилась стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер». Нина Борисовна подчеркнула, что «особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспитания детей и молодёжи, когда воспитание нравственности с заморскими конвенциями стало выше и главнее воспитания обязанностей. Насаждение мультикультуризма и толерантности заслонило уважение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурентности почти свело на нет заботу и милосердие. Реформаторы 90х годов ХХ века стремительно приводили столетиями выстраиваемую систему образования к общему знаменателю с западной системой». Называя сегодняшнюю цель – изменение парадигмы образования, Нина Борисовна Жукова призвала всех к серьёзной работе над принятием Национальной доктрины образования, которая признаётся неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России и её многонационального народа. Нина Борисовна напомнила, что Национальная доктрина образования, разработанная группой отечественных учёных, «была тихо отменена постановлением Правительства от 29 марта 2014 года №245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. 29 мая 2015 года №996-р принята «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», которая по статусу ниже Доктрины, так как затрагивает только часть образовательного процесса – воспитание». Завершая своё выступление, Нина Борисовна сказала, что «нынешнюю систему образования в России не имеет смысла обновлять и реконструировать. Её нужно менять. Монополизм либеральный нужно менять монополизмом патриотическим… Российскому образованию нужна модель не отстающая и уходящая, а опережающая. Президент РФ В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях заявляет, что патриотически ориентированная национальная идея России – это сама Россия, её люди, соединённые общим призванием хранить Отечество и сообща созидать наше общее будущее, утверждать его трудом на историческом поприще отцов и дедов».

Обращаясь к митрополиту Клименту, Нина Борисовна попросила поручить разработку хотя бы кратких методических рекомендаций для других митрополий по организации деятельности Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области. Об этом её просили несколько митрополитов, по приглашению которых она участвовала в мероприятиях других регионов, где рассказывала о взаимодействии Калужской митрополии с региональным министерством образования по теме основ православной культуры.

В докладе министра образования и науки Калужской области Александра Сергеевича Аникеева по теме: «Возможности реализации курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях Калужской области на всех уровнях образования (дошкольном, школьном, уровне среднего и высшего профессионального образования): проблемы и перспективы» прозвучал положительный опыт приобщения к основам православной культуры воспитанников дошкольных образовательных учреждений четырёх районов: Боровский, Кировский, Людиновский, Малоярославецкий. Отмечен высокий процент выбора модуля «Основы православной культуры» на протяжении всех лет. Приведены примеры районов, где в школах оценивают изучение курса. Впервые в докладе чётко обозначены проблемы федерального уровня, существенно сдерживающие расширение преподавания курса «Основы православной культуры». Александр Сергеевич подчеркнул, что «следует признать: за годы реализации курса «Основы православной культуры» (как одного из модулей курса ОРКСЭ и учебного предмета предметной области ОДНКНР) не была выработана система подготовки и переподготовки учителей данных предметных областей в ВУЗах и ССУЗах. Такие направления отсутствуют и в программе подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций». Далее прозвучала проблема валидного оценочного инструментария диагностирования динамики личностного развития ребенка и прямо заявлена проблема с нормативно-правовой базой. Так, в ФГОС основного общего образования и в Примерной основной образовательной программе основного общего образования отсутствуют и название, и даже чёткие требования к названию учебного предмета в рамках предметной области ОДНКНР; нет и однозначных рекомендаций по оцениванию результатов освоения предметной области ОДНКНР; в обязательной части учебного плана отсутствуют часы для преподавания этой обязательной предметной области, их перераспределяют из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений; нет требований к необходимому количеству учебных часов.

В докладе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя основ православной культуры муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Людиново Ольги Сергеевны Клестовой «О многолетнем опыте систематического преподавания православной культуры в школе на всех уровнях образования» был представлен шестнадцатилетний педагогический опыт. Педагог убедительно говорила о том, что при условии системного изучения учебного курса «Основы православной культуры» на всех уровнях образования, дополненного внеурочными занятиями, дополнительным образованием, мероприятиями школьной программы воспитания, может обеспечить решение одной из стратегических целей современного образования – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

Цибулаев Кирилл Александрович, член молодёжного парламента при Законодательном Собрании Калужской области, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Авчуринская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Ферзиковский район» в своём докладе «Проблема мотивации педагогов к формированию традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся» отметил, что для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем духовных ценностей: «…подобное воспитывается подобным». «Проблема недостаточной мотивации педагогов к формированию традиционных духовно-нравственных ценностей не лежит на поверхности, – заметил Кирилл Александрович. «Это и отсутствие саморазвития, и огромная загруженность педагогов, особенно в сельских школах. Остро стоит и проблема обесценивания труда учителя в обществе, нежелание прислушиваться к нему, как у взрослых, так и у детей. А следствием этой проблемы и является нежелание педагога «лезть в воспитание». В заключение Кирилл Александрович сказал о необходимости повышения статуса педагога, оказания ему методической помощи в организации работы с семьями.

На предложение ведущего заседание Виктора Сергеевича Бабурина обсудить доклады слово попросил руководитель Отдела по взаимодействию с казачьими подразделениями Калужской епархии протоиерей Сергий Сосков, пожелавший уточнить понимание секулярности, и настоятельница Свято-Успенского женского монастыря в с. Гремячево Перемышльского района игумения Михаила (Осипова), предложившая организовывать поездки школьников по памятным местам и к православным святыням.

Далее Виктор Сергеевич предложил принять за основу проект итогового документа парламентской встречи и в срок до 29 октября направить дополнения и уточнения, чтобы после согласования документа, разместить его в открытом доступе на сайтах Законодательного Собрания и Калужской митрополии.

С заключительным словом к участникам пленарного заседания обратился митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка поблагодарил всех выступавших за содержательные доклады, всех участвующих дистанционно за внимание к Чтениям, отметил важность проведения V Парламентской встречи, поблагодарил председателя Оргкомитета Чтений епископа Козельского и Людиновского Никиту, а также других членов Оргкомитета, Правительство Калужской области, Председателя и депутатов Законодательного Собрания Калужской области за поддержку Чтений и участие в мероприятиях по направлениям Чтений.

Завершая парламентскую встречу, Виктор Сергеевич Бабурин отметил: «Сегодня прошла уже пятая парламентская встреча. Актуальные вопросы мы обсуждаем и на других площадках, поэтому основа для дальнейшей совместной работы у нас есть».

Заседание завершилось благодарственной молитвой.

Координатор Чтений Т.В. Анохина.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 116 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте