Prev Next

17 октября. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Память святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа  Тверского.

16  октября 2021 года, субботним вечером в канун 17-й Недели по Пятидесятнице и в канун дня воспоминания обретения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского, в Храме  в честь Рождества Пресвятой Богородицы( Никитском) г.Калуги настоятелем Храма- протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма- иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова ,диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.

За Евангельским чтением на Полиелее, за Утреней, был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.24, ст.36-53), в котором говорится о явлении воскресшего Спасителя своим ученикам и о Его Вознесении. По завершении отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.

17 октября 2021 года, праздничным, воскресным днём, в Храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Иоанна Златоустого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании Литургии отец Максим обратился к прихожанам со словом проповеди на тему читавшего евангельского отрывка.

 

Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин при диаконе Олеге Машанове.

На Апостольском чтении зачитывался отрывок из «Второго Послания к Коринфянам святого апостола Павла» ( Гл.06( ст.16-18), Гл.07(ст.01)),в котором апостол обращается к коринфянам с вопросом, по которому мы понимаем, что в их общине появилась опасность идолопоклонства. Апостол призывает учеников соблюдать святыню в страхе Божием. Не сохранять, как можно сохранять мертвого идола, но совершать как то, что связано с жизнью в Боге.

За Евангельским чтением в это день читался отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Луки (Гл.06, ст.31-36),в котором провозглашается принцип, который называется «золотым правилом христианской этики». «Золотое правило» (впервые выражение «золотое правило» употреблено английским философом Ч. Гиббоном в начале XVII века) имеется в Евангелиях от Матфея и Луки и содержит основополагающий принцип, по которому должны строиться отношения между людьми. У Луки изречение: «И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними» помещено между призывами любить врагов, подставлять щеку и давать всякому просящему, которые ему предшествуют, и критикой «закона талиона», которая за ним следует. Общий контекст речи Иисуса у Луки — любовь к врагам. «Золотое правило» оказывается ровно посередине этой речи и естественно вплетено в ее контекст. 

На Сугубой ектение за Литургиями были вознесены особые прошения о единстве Святого Православия и молитвы и прошения, во время распространения вредоносного поветрия чтомые.

На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец - настоятель обратился к верующим со словом проповеди.

Завершили Богослужебный день праздничный Молебен и Уставная Панихида.

***

НЕДЕЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный (Лук. 6, 36). Мы сегодня слышали за Богослужением эти божественные священные слова, эту святую заповедь, обращенную к нам.

Что такое милосердие? Зачало сегодня читали от евангелиста Луки и подобный отрывок из евангелиста Матфея, который звучит так: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Посмотрите, какая удивительная прямая связь милосердия с совершенством. И невозможно совершенство без милосердия. Как бы человек не жил праведно и совершенно в своей жизни христианской, но если у него не будет милосердия к ближнему, весь труд является напрасным. Вы помните последнее 20-ое мытарство – немилосердие. Можно все 19 пройти в подвиге, труде, молитве, а если в душе была выжженная пустыня, как по меткому выражению святителя Феофана Затворника, если в сердце человека не нашлось места ни Богу, ни ближнему, то ничего кроме беды не жди.

Вот обратите внимание, все откровение божественное и все предание церковное пронизано призывом каждого человека к милосердию, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете. Обратите внимание, Господь, благовествуя, призывает всех к милосердию. Деяния апостолов если откроете и будете читать, то вы там увидите, что повсеместно в каждой главе нам представлены свидетельства исключительной милости святых апостолов ко всем нуждающимся. Они не только совершали знамения, чудеса, и проповедали Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и устраивали Церковь православную вселенскую, но и повсеместно оказывали милость. И еще удивительные есть моменты в Евангелии, где очень вразумительные яркие можно два примера привести.

Вот посмотрите, в 10-ой главе деяний апостольских описано явление святого Ангела язычнику, сотнику Италийского полка (см. Деян. 10, 1). Сотник – это подполковник в нашем современном звании. Язычник, а Господь ему посылает святого Ангела и более того, что Ангел ему говорит: Бог привел твою милостыню тебе в помощь на спасение. И более того, что Ангел ему говорит: пошли своих слуг, что в таком-то месте гостит у кожевника Симон Петр апостол. И он тебе благовестит спасение, и спасешься ты и весь дом твой. Вот братья и сестры, язычник. Но то, что он был настолько милосерд, что Господь не только его не оставил своим промыслом, а Ангела послал, первоверховного апостола послал, чтобы человека спасти. Вот какая сила заложена в милости.

Другой пример – святая праведная Тавифа (см. Деян. 9, 36). Она была крайне милосердна. Она обшивала нищих, кормила, содержала, помогала. И в связи с какой-то болезнью она умерла. Ее оплакивали тысячи. Представляете, вот этот народ пришел к апостолу Петру, умоляя его, чтобы он помог в этом горе. Он пришел, и по молитве Господь совершил чудо. Он воскресил ее. Посмотрите, милостыня даже смерть побеждает. Невероятное удивительное чудо, удивительное свидетельство силы Божьей. Казалось бы, ну что там, какие-то тряпки она раздает, помогает, хлеб тает там, а вот, посмотрите, какая перед Богом цена. В заповеди блаженства Божьих Господь что говорит: "блаженны милостивые, яко тии помилованы будут" (Мф. 5, 7). Посмотрите, какая сила. И дальше святой апостол Иаков говорит, что милостыня превозносится над судом (Иак. 2, 13). И суд без милости всякому, кто не сотворил в своей жизни милости. Как страшно! Суд без милости! Никакой пощады не будет, кто жил зверьком, ненавидя людей, либо только для себя для себя родного, как бы не треснуть.

Вот дорогие братья и сестры, насколько важно внимательно читать Евангелие, насколько важно правильно понимать Священное Писание, конечно, безусловно, только в свете святоотеческих толкований. Но вот в отношении милосердия нет ничего проще. Святой пророк называет милостыню, как самым большим пламенем любви Бога к человеку. Никакие большие воды, говорит великий пророк, не могут погасить пламени любви (см. Песн. 8, 7). А пламень любви – это милосердие. Недаром мы Бога прославляем и за Его милосердие и любовь к роду человеческому. Поэтому Господь и нас призывает, если Я вам такую милость оказал, то и вы друг другу оказывайте милость. Вы помните евангельскую притчу, в которой Господь очень поучительно показал, что один заимодавец должен был господину большую сумму (см. Мф. 18, 23). И когда, не имея денег, он пришел к нему и просил прощение, и чтобы получить еще отсрочку, а это господин милосердный сказал, что я прощаю тебе весь долг. Что делает тот, кто получил прощение? Нет, чтобы всей душой поблагодарить Бога и всей душой посильно делать добро ближнему, что он делает. Он идет к тому, кто ему тоже был должен самые малые деньги. Он схватил его за горло, душа его: давай деньги мне. А так как тот по нищете своей не мог ему вернуть в срок деньги, тогда он отправил его в темницу к судьям. Этот господин услышал это, вызвал того страшного человека и говорит: почему ты не поступил так, как я поступил. И что говорит этот господин? Господин это Господь. Его в темницу ввергли, этого неблагодарного. И он оттуда никогда не выйдет, потому что Господь говорит, что пока не вернет до последнего кодранта (Мф. 5, 26). То есть никогда. А как он может вернуть?

Вот братья и сестры, очень важно, потому что вы представляете насколько важно иметь фундаментально такое понятие как сила Божия, как милосердие. Признаком конца Господь называет именно отсутствие милостыни, братолюбия между людьми. Это главный признак. Конечно, первый признак это отступление от веры. Почему произошло отступление от веры? Потому что люди с одной стороны кто-то от достатка, кто-то от дури, кто-то от беды, кто-то от неволи, постепенно теряя веру, друг друга христиане перестали поддерживать. И люди перестали видеть живой образец деятельной христианской любви друг в друге. Поэтому, видите, из-за умножения беззакония охладеет любовь многих (см. Мф. 24, 12), то, что мы сейчас видим. Во все времена были безобразия, во все времена даже антихристы были. Об этом сами апостолы говорят, и Господь говорит, что до Него были антихристы, и всегда будут антихристы. Ну конечно последний антихрист всех времен будет попущен Богом за это состояние звериной души. То есть люди сами озвереют. К сожалению, мы видим, что это поощряется, это стимулируется через телевидение, через пропаганду, чтобы у людей вытравить всякое понятие совести и чести. Как не безызвестный, я его имя мерзостное я не буду в храме, его и произносить-то не только в храме, но и на улице даже нельзя, начальник фашистской пропаганды. Он так и говорил, что наша задача вытравить в человеке совесть и стыд.

Обратите внимание, дорогие братья и сестры, у евангелиста Матфея в 25-й главе, где он описывает Страшный Суд. Господь не говорит тем, кто с левой стороны, что они грешники, пьяницы и блудники, а Он говорит: немилосердные (см. Мф. 25, 41). Господь все может исцелить, кроме, если человек не милосерд, значит, у него мертвое сердце. Не может Бог туда войти. Господь любые чудеса может совершать. Он Бог. Но Он не может этого сделать, если сердце у человека закрыто, если он окаменел, озверел, отупел, этого даже Бог не может. Потому что отгородился человек от Бога. Ну чем это может закончиться? Видите, как страшно. Не в грехах Господь обличает, а говорит, что, так как вы не оказали милостыни ближним своим, вы не сделали этого Мне. Видите, везде это главная мысль. Господь призывает, если даже люди обременены страстями, мы все в грехах и страстях, но много людей жадных. Господь говорит, что да, трудно вам помогать, трудно вам терпеть ближних, трудно вам молиться за ближних. Но вы хоть что-то, хоть малую толику из этого, названного Мной, окажите что-то малое, и вы получите благодать спасительную, потому что, делая ближним своим, дорогие братья и сестры, вы делаете Самому Христу.

Дорогие братья и сестры, в этом вся суть христианства, не только носить крест, не только быть крещеным. Ни православие не спасает, ни крещение не спасает, ничего не спасает, если человек не живет по святым заповедям Христовым, евангельским. Если ты веришь, изволь жить по вере, изволь исполнять заповеди, изволь, скрипя зубами и сердцем, если бывает такое, если не любить, но хотя бы уважить. Ну конечно, бывают исключения, когда совсем духовно больные люди, когда с ними невозможно общаться. Другое дело, исключительный случай, можно не общаться и избегать. Но если вас окружают близкие родственники, друзья, соседит, все, кто нас окружает в жизни. Весь мир мы не можем охватить, но хотя бы там, где живем, надо посильно. Если невозможно оказать милость, то хотя бы ближних потерпеть.

Это кстати, преподобный Амвросий говорит, что он называет три вида милостыни. Первая милостыня – это материальная помощь. Вторая милостыня – это терпение друг друга. Как апостол Павел заповедует, что тот, кто терпит ближнего своего, тот исполнил закон (см. Гал. 5, 14). Посмотрите, братья и сестры, что апостол говорит: в терпении и любви и в уважении друг к другу исполняется весь закон. Можно не поститься, можно, но если ты помогаешь ближнему, если терпишь, молишься за них, достаточно твоей православной веры. Потому что ты не просто внешне формально показываешь, что ты верующий человек, а ты делом. И посмотрите, Господь, что говорит: милость превозносится на Страшном Суде (Иак. 2, 13). И наоборот. Посмотрите, у Исайи описан случай одного знаменитого старца подвижника схимонаха. Когда пришло время его смерти, другому старцу было открыто: он видит (настоящий старец духоносный) видение, что с неба сошел Архангел и пронзил этого схимника. И другой старец услышал голос с неба: Истреби душу его, потому что ни один час дух Мой не смог на нем почивать. Куда эти посты, молитвы, куда это все, если нет сути, если человек не живет по заповедям, если человек не живет по любви к ближнему.

Любовь жертвенная. Нет больше любви той, кто жизнь свою отдаст за друзей своих. Христос сказал и сделал. Видите, Он заповедь дал и Сам пошел на крест ради нас. Попробуйте только какой укор Богу скажите. Он не только говорит, а Он делает в первую очередь. И нас призывает: верующие в Меня, народ Божий, верите – очень хорошо. Но давайте действовать и жить по вере. Внешняя форма не спасает. Казалось бы, всесильная благодать православная, если человек не живет по заповедям, она ничего человеку не дает, только осуждение еще большее. И даже люди неверующие, те, которые далеки от веры, люди, которые даже живут порочной жизнью, но если они добры, поверьте, рано или поздно Господь поможет этому человеку выползти из этой навозной ямы греха и прийти к настоящей вере, потому что его дела идут впереди него. Как в Апокалипсисе сказано, что дела праведных впереди их идут в Царство Небесное, братья и сестры.

Дела идут впереди, а не позади. Вот она, вера. А то у нас видите, к сожалению, периодически люди расслабляются, не туда свою силу душевную направляют, духовную. Проще, конечно, не есть, не спать. И конечно, потом с головой что-нибудь случится обязательно у людей. Трудно же ближнего своего терпеть, трудно прощать, трудно молиться, трудно помогать друг другу. А в этом вся суть-то и есть, сила Божия. Потому что Триедин Бог. Почему мы говорим любовь, и никто не задумывается. Потому что Его природа – Триединство. Любовь – это что? Сила душевная и духовная, обращенная к кому-то. И Бог Сам почему природа любовь. Потому что Триедин Бог. И нас он призывает, потому что мы тоже триедины – тело, душа и дух. Мы триедины, как и Он. И чтобы мы научились в этом мире временном помогать друг другу жить ради Бога, ради друг друга, Он вот это и есть Царство Небесное. Братья и сестры, вы сами подумайте, если мы здесь не научимся жить мирно, ну что мы туда придем на суд и будем толкать друг друга. Это смешно, правда?

Господь дает особую благодать, свидетельство о том, что мы не только исполнили Его заповедь, а мы подобны Ему. Потому что блаженны миротворцы, которые творят милостыню, они сыны и дочери Отца Небесного назовутся. Вот и все.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов).

13 октября 2019 г.

По материалам сайта www.optina.ru.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 44 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте