10 октября. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.
09 октября 2021 года , субботним вечером, в канун 16-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун дня памяти новомученика, священномученика Петра, митрополита Крутицкого, местоблюстителя Патриаршего престола, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы ( Никитском) г.Калуги настоятелем Храма –протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Утреней было пропето Величание священномученику Петру:
«Величаем тя,/ священномучениче Петре,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.24, ст.12-35), повествующий о явлении Христа своим ученикам - апостолам Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
По завершении чтения, отец Алексий совершил помазание прихожан освященным елеем.
10 октября 2021 года, в сам праздничный, воскресный день, в Храме совершались две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении был зачитан отрывок из «Второго Послания к Коринфянам святого апостола Павла» (Глава 06, ст.01-10),в котором апостол перечисляет те трудности, которые ему приходится испытывать, проповедуя Евангелие. Это трудности совершенно разного характера и все он переносит благодаря терпению. Апостол Павел перечисляет и те качества, которые он приобрел во всех этих скорбных обстоятельствах, благодаря своей стойкости. Постоянное стремление к чистоте, благоразумие, великодушие, благость, то есть мягкосердечность в отношениях с людьми, нелицемерную любовь, силу слова, благодаря которой его проповедь была так успешна. Завершает свое слово апостол серией противопоставлений, которые также указывают на те плоды, которые принесло ему терпение всех невзгод ради исполнения и проповеди Евангелия.
За Евангельским чтением за Богослужениями читался отрывок из Святого Евангелия от святаго славного, всехвального апостола и евангелиста Луки (Глава 05, ст.01-11), содержащий рассказ о чудесном улове рыбы, относящийся у данного апостола к самому началу общественного служения Иисуса и являющийся вторым после исцеления тещи Петра описанным чудом Христа.
На Сугубой Ектение за Литургиями, уже традиционно, были вознесены особые прошения и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомые и прошения о Единстве Святого Православия.
На запричастном стихе за Поздним Богослужением отец-настоятель обратился к верующим со словом проповеди на тему читавшегося Евангельского отрывка.
По окончании и Ранней, и Поздней Литургии совершались Молебен и Уставная Панихида.
***
Сегодня мы слышали короткий рассказ апостола и евангелиста Луки о чудесной ловле рыб, которая приключилась на Геннисаретском озере, когда Иисус Христос побудил будущего апостола Петра вновь закинуть сети после многочасовых неудач. Петр сделал это, может быть, сам еще не осознавая, почему он согласен, и исповедуя свое неосознание словами: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк, 5:5).
Он послушался. И из сегодняшнего рассказа мы знаем, как удивителен оказался плод этого послушания: рыбы было поймано столько, что ею наполнилось две лодки.
(Для тех, кто будет в Святой Земле и посетит Геннисаретское озеро, заметим, что там по-прежнему ловятся рыбки, которые называются апостольскими и которые изрядно вкусны. Так что и это не пропустите, оказавшись в тех богоспасаемых пределах).
И вот после совершенного чуда мы читаем в Евангелии слова, которые апостол говорит и от своего лица, и от лица двух друзей своих, Иакова и Иоанна. В ответ на пожелание Христа быть у него в доме он говорит: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Затем, впрочем, Христос вновь призывает его следовать за Собой, и тут мы слышим уже о другом действии Петра: месте с Иаковом и Иоанном он оставляет своих близких, профессию, попечения, бросает, кстати, и сети с наловленной рыбой и следует за Христом.
По сути дела, сегодняшнее Евангелие говорит о призвании в самом широком смысле этого слова. Для христианина, в первую очередь, – о призвании человека Богом и о тех условиях, при которых это призвание может состояться и будет не самообольщением, будет действительно голосом Божиим в твоей душе и твоим на него ответом.
Первое условие, которое, безусловно, необходимо, – доверие к Богу. Такое доверие явил апостол Петр в начале. Обратим внимание, оно может быть даже несовершенным. Петр колеблется и излагает свои естественные сомнения, понятные для любого рыбака, и сомнения, которые могут быть у человека и в иных жизненных обстоятельствах: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк, 5:5). И далее говорит с некоторым, может быть, даже внутренним подтекстом. «Но по слову Твоему закину сеть» (Лк, 5:5). Этим, между прочим, перекладывая ответственность на Того, кто попросил его вновь заняться этой ловлей рыб. Конечно, это еще не совершенство веры, но все же какая-то вера. Обратим внимание, Господь хочет от человека хотя бы такой малой, несовершенной, оговаривающейся и что-то про себя имеющей в виду, но все же веры. Петр бросает сеть, и мы уже говорили о том, что происходит дальше.
Второе условие состоит в том, что человек должен признавать себя недостойным тех даров Божиих, о которых он слышит и навстречу которым должен сделать шаг. Может быть, тут уместно говорить даже о тех талантах, которые каждый из нас призван реализовать. Если бы Петр стал говорить: «Да, я молодец, именно я этого заслужил, не случайно со мной это чудо произошло», – он бы все погубил. Это осознание себя особенным, заслуживающим благодати Божией и особенного внимания Божия, – вещь, внутренне искажающая отношения человека с Богом и, главное, вредная для самого человека.
От одного художника мне приходилось слышать в оправдание, впрочем, не художественных своих поисков, а определенного рода нравственных несовершенств, о том, что художники-де – возлюбленные дети Божии, и им позволено больше других. Вот такое осознание себя имеющим от Бога как бы карт-бланш на что бы то ни было (не важно, по какой категории – национальной, творческой, возрастной, социальной) противоречит сегодняшнему Евангелию и тому пониманию призвания, о котором говорит Слово Божие.
В таком же смысле можно говорить и о призвании в миру. Скажем, лучшим из начальников будет тот, кто осознает себя к этому непригодным, кто чувствует, что он не вполне заслуживает этой должности, и, главное, не рвется к этому назначению. И, напротив, худшим будет тот, кто ищет начальствования. Нет страшнее вождей, которые выросли из тех, кто хотел, рвался быть вождем на протяжении многих лет. Нет хуже руководителя, чем тот, который осознает себя лучшим из руководителей. Я думаю, что в разных степенях и званиях каждый ощущал это в своей жизни, ежели не трезво оценивая себя, то хотя бы наблюдая за другими.
Наконец, есть еще третье условие – готовность сделать вышеестественный и по-житейски не вписывающийся в регулярную парадигму поведения поступок, когда Господь призывает тебя к нему через обстоятельства жизни, через людей, мнению, авторитету которых ты доверяешь, иногда через непосредственное откровение и общение с человеком, как случилось с апостолом Петром. Нужно быть готовым бросить все и идти за Ним.
Мы знаем, что Петр (об этом говорят другие страницы Священного Писания) был женат, у него была теща. У других апостолов тоже были родители и просто житейские социальные обязательства. И, тем не менее, когда для них веско и решительно прозвучал призыв Божий, они согласились ни во что поставить остальные социальные жизненные обязательства и собственные предпочтения. Исполнения этого условия Бог потребует не от каждого, но в душе человека должна быть внутренняя готовность исполнить его и, когда надо будет сделать окончательный выбор, последовать за Христом.
Протоиерей Максим Козлов.
По материалам сайта www.st-serafim.ru.