05 сентября. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
04 сентября 2021 года, субботним вечером, в канун 11-й Седмицы по Пятидесятнице и в канун празднования Отдания праздника Успения Божией Матери, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Стефана Бойко, иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Утреней, священнослужителями и хором Храма было пропето Величание празднику Успения Божией Матери:
«Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное славим Успе́ние Твое́».
За Евангельским чтением Воскресной Утрени был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.21, ст.15-25), в котором говорится о восстановлении апостола Петра в своём апостольском достоинстве после его троекратного отречения и содержится предсказание Христа о судьбе самого апостола Иоанна и подтверждение авторства данного Евангелия апостолом Иоанном Богословом.
По окончании чтения, отец-настоятель совершил помазание прихожан освященным елеем.
05 сентября 2021 года, праздничным, воскресным днём, в Храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.
За Апостольским чтением за Литургиями читались отрывок из «Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла» (Глава 09, ст.02-12), в котором апостол Павел рассуждает о власти и правах апостолов, бескорыстном служении, и отрывок из «Послания к Филиппийцам святого апостола Павла» (Гл.02, ст.05-11), в котором апостол Павел говорит о смирении Господа нашего Иисуса Христа, то есть о Его Воплощении и дальнейших Страданиях и Смерти, а воплотился Господь благодаря смиренному согласию Приснодевы Марии, поэтому этот отрывок читается в дни Богородичных праздников и в дни празднования Богородичных икон.
За Евангельским чтением и за Ранней, и за Поздней Божественной Литургией, были зачитаны отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея ( Гл.18, ст.23-35), содержащий Притчу Господа Иисуса Христа о немилосердном заимодавце, и отрывок из Евангелия от Луки, читаемый в Богородичные дни ( Гл.10,ст.38-42, Гл.11, ст.27-28), содержащий беседу Господа Иисуса Христа с сёстрами святого праведного Лазаря Четверодневного Марфой и Марией и эпизод – диалог Спасителя с женщиной из народа, воскликнувшей «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», на что Иисус ответил «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
На Сугубой Ектение за Богослужениями возносились особые молитвенные прошения о единстве Святого Православия и прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомые.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец Алексий обратился к верующим со словом проповеди на тему Евангелия этого воскресного дня.
По окончании Позднего Богослужения совершался праздничный Молебен, за которым было совершено Славление Празднику Успения, вознесена особая Молитва о Божием творении, совершался Чин молебного пения о сохранении творения Божиего.
***
5 сентября 2021. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя, в которой говорится о некоем царе, у которого был должник. Тот должен был ему десять тысяч талантов (денежная единица), но не отдавал их. По закону жена и дети должника должны были быть проданы в рабство, а сам должник должен был быть посажен в темницу, пока не выплатит все. Но, будучи приведен к государю, он пал перед ним на колени и умолял подождать еще, обещал все вернуть. Государь сжалился и простил ему этот огромный долг.
Что же сделал прощенный человек? Незамедлительно отправился к своему другу-должнику. Тот должен был ему сто динариев. Эта сумма была примерно в миллион раз меньше того долга, который ему самому только что простил царь.
В те времена, как считают исследователи, средний доход иудея в месяц составлял десять динариев, а минимальную сумму, на которую можно было прожить в течение месяца, составлял один динарий.
В свою очередь, должнику должника нечем было отдать долг. Он упал ему в ноги, но тот душил его, а потом посадил в темницу, пока не отдаст все сто динариев. Товарищи человека, посаженного в темницу, знали о том, как государь простил самому немилосердному заимодавцу его огромный долг, и донесли о его злом поступке царю.
"Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его", сказал Христос.
По мысли толкователей, царь в этой притче символизирует Бога, а Его должники все мы. Каков наш долг перед Ним? Работавший целый месяц иудей зарабатывал около 10 динариев. Сколько нужно трудиться, чтобы заработать один талант? Средний иудей смог бы заработать его только если бы трудился без выходных и отдыха около ста лет. Что же символизирует долг в десять тысяч талантов? Жизнь, данную нам Богом, Кровь Христову, которую Он пролил на Кресте, чтобы даровать нам прощение грехов и Небесное Царство, долготерпение и любовь Божию. Десять тысяч талантов это образ бесконечного, неуплатного долга. То, что бесценно.
Бывает, кто-то нас обижает, кого-то нам надо потерпеть. А мы говорим "ну это уж слишком, его простить не могу". Сто динариев по отношению к десяти тысячам талантов это образ "мелочей жизни", которые приводят нас к гневу, к оскорблениям, к выяснению отношений, к мелкой мстительности.
Все мы, как пишет апостол Иоанн, грешны перед Богом: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин 1,8). "Оставь нам долги наши как и мы оставляем должникам нашим", такой молитве научил христиан Спаситель. Существует немало древних евангельских рукописей, в которых слова "мы оставляем" написаны в прошедшем времени. То есть, условие того, что я обращаюсь к Богу с просьбой о прощении - что я уже простил всех своих должников.
Будем помнить о том, насколько мало мы можем простить ближним по сравнению с тем долгом, который Господь готов оставить нам. Но и за это малое Господь готов принять нас и даровать Небесное Царство.
По материалам сайта www.pokrov-monastyr.ru.