04 июля. 2- я Неделя по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших. Празднование Калужской иконы Божией Матери.
03 июля 2021 года, субботним вечером в канун 2-й Седмицы по Пятидесятницы, в которую празднуется память всех святых, в земле Российской просиявших, и в канун установленного в первое воскресенье Петрова Поста дня празднования Калужской иконы Пресвятой Богородицы, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клирика Храма – иерея Максима Картуесова было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Полиелее, за Утреней, были пропеты величание Калужской иконе Божией Матери:
«Велича́ем Тя, / Богоро́дице Де́во, / и почита́ем чудотво́рную ико́ну Твою́, / е́юже благоволи́ла еси́ спасти́ зе́млю Калу́жскую \ от наше́ствий вра́жиих и всегуби́тельных боле́зней» и величание всем святым, в земле Российской просиявшим: «Велича́ем вас, святи́и вси, в земли́ Русской просия́вшии, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́, Бо́га на́шего».
За Евангельским чтением Воскресной Утрени был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (Глава 16,ст.01-08), повествующий о явлении ученицам Христа ангела, сообщившего им о Его Воскресении. По завершении чтения, отец Алексий совершил помазание прихожан освященным елеем, был роздан освященный за Литией хлеб.
04 июля 2021 года, в воскресный день, в Храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин.
За Евангельским чтением за Богослужениями читались отрывки из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея, повествующий о призвании Господом Иисусом первых учеников (Гл.04, ст.18-23) и содержащий Заповеди Блаженства Нагорной Проповеди Спасителя и, читаемый в дни Богородичных праздников и в дни празднования Богородичных икон, отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Глава 10, ст.38-42, Глава 11, ст.27-28),содержащий беседу Спасителя с Марфой и Марией - сёстрами святого праведного Лазаря Четверодневного и диалог Господа и женщины, воздавшей голос из народа, которой Христос ответил « блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».
На Сугубой ектение за Литургиями были вознесены прошения о единстве Святого Православия и прошения и молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По совершении Таинства Причастия за Поздней Литургией перед иконой Калужской Божией Матери и иконой Всех Святых было совершено Молебное пение. Отец-настоятель обратился к верующим со словом проповеди.
***
Проповедь
в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших
(4 июля 2021г.).
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Церковь отмечает День Всех святых, в земле Российской просиявших. Если в прошлое воскресенье мы вспоминали всех святых всего мирового Православия, то сегодня мы возносим наши молитвы всем святым Земли Русской. Эти угодники Божии особенно близки нам, так как являются нашими предками, нашими соотечественниками, плотью от плоти нашего народа. Наша земля просияла огромным сонмом святых подвижников: преподобных, святителей, мучеников, святых жен, Христа ради юродивых. Не случайно нашу страну называют Святая Русь.
Уже более тысячи лет как Русь приняла христианство. Святой равноапостольный великий князь Владимир в 988 году официально признал христианство государственной религией Киевской Руси, хотя христианство распространялось на Руси и раньше. Еще бабка князя Владимира святая равноапостольная великая княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе около 957 года и много потрудилась для распространения христианства. На Руси при ней строились храмы, открывались монастыри, она приглашала из Византии священников для просвещения народа и обустройства христианской жизни. Много христиан служило в русском войске. Это были либо русские, принявшие христианство в военных походах в христианские земли, либо представители христианских народов, служившие в русском войске.
Русь терпела много бед от нашествий иноземцев и иноверцев и вынуждена была защищаться, чтобы отстоять свою землю и свою веру. И в этом деле огромную роль сыграли святые благоверные князья, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской. Раздробленная на множество княжеств, Русь была слаба и не способна сопротивляться внешним врагам. Поэтому она оказалась под игом Орды. Преподобный Сергий Радонежский, святитель Алексий Московский положили немало трудов и молитв для прекращения вражды между русскими князьями, для объединения Руси. И иго было сброшено. С тех пор Русь никогда завоевана не была. Да, поляки и французы ненадолго занимали Москву, но Москва – это еще не вся Россия. В освобождении Москвы от польских интервентов немалую роль сыграл святой Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, который, будучи заключенным поляками в Кремле, рассылал письма во все русские города с призывом выступить на защиту Отечества.
Многие преподобные и святители внесли огромный вклад в просвещение народов, входящих в состав Русского государства и прилегающих территорий. Здесь можно вспомнить преподобного Кирилла Белоезерского, преподобных Зосиму и Савватия Соловецких, Германа и Сергия Валаамских, святителя Стефана Пермского, преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Николая Японского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Центрами христианского просвещения на Руси были монастыри, основанные святыми преподобными отцами, такими как Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белоезерский, Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские и многие другие.
Особым чином святых являются Христа ради юродивые, такие как Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Ксения Петербуржская и др. Эти святые вели аскетический образ жизни, не имели ни крова, ни имущества. Многие считали их сумасшедшими. Но под защитой такого образа они могли говорить правду, невзирая на личности, обличать власть придержащих. Они обладали даром прозорливости, исцеляли болящих. Многие обращались к ним, ожидая чуда, и нередко чудеса случались. Эти святые особо почитались русским народом.
Среди русских святых немало святых жен, таких как равноапостольная княгиня Ольга, Евфросиния Полоцкая, Анна Кашинская, Евдокия Московская, Феврония Муромская, Ксения Петербуржская, Матрона Московская, княгиня Елизавета Феодоровна и многие другие. Эти святые жены явили яркий пример жертвенного служения Христу, Православной Церкви и людям.
Русь приняла христианство, когда ему было уже почти тысяча лет. Канули в историю жестокие гонения на христиан в Римской империи первых веков христианства. Крещение Руси прошло относительно безболезненно. Поэтому до известной поры на Руси было немного мучеников. Наиболее известны князья Борис и Глеб, Михаил Тверской и Михаил Черниговский, Митрополит Филипп и Патриарх Ермоген. Однако ХХ век в полной мере восполнил этот «недостаток». Безбожная власть стремилась уничтожить Русскую Церковь, искоренить в стране христианство. Были закрыты и разрушены многие храмы, закрыты все монастыри, тысячи служителей Церкви и простых верующих подверглись жесточайшим преследованиям, были брошены в тюрьмы и лагеря, многие расстреляны или замучены. Среди них было немало тех, кто стойко переносил страдания, до конца был верен Христу. Они составили сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея (Мф. 16:18) сказал Христос. И Церковь возродилась молитвами всех русских святых, молитвами Новомучеников и Исповедников Российских.
Сейчас много говорят о так называемых ценностях, пытаются навязать нам чуждый образ жизни. Но для русского православного человека идеалом жизни является святость. И, хотя по грехам нашим, мы, может быть, далеки от этого идеала, нам следует к нему стремиться, чтобы, хотя бы, не посрамить память наших святых предков. Аминь.
Протоиерей Михаил Захаров.