Prev Next

09 июня. Отдание праздника Пасхи.

На 09 июня в этом году приходится день отдания праздника Пасхи, завершение пасхальных торжеств, продолжавшихся на протяжении последних 40 дней.

08 июня 2021 года, вечером вторника, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма - иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова были совершены Пасхальная Вечерня и Утреня с пением Пасхального Канона святого преподобного Иоанна Дамаскина.

09 июня 2021 года в Храме духовенством во главе с настоятелем была совершена заключительная Божественная Литургия Пасхальным чином, по завершении которой состоялся крестный ход вокруг Храма и был совершен праздничный Молебен.

***

Протоиерей Александр Ветелев. Поучение в день Отдания святой Пасхи (Ин. 12. 36—47).

Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12. 47).

 

О явлениях Спасителя от воскресения Своего до вознесения.

Отдание Пасхи, благочестивые слушатели, означает окончание празднования ее. Сорок дней продолжалось это празднование. Сорок дней мы слышали пасхальные песнопения в храме. Все дневные и вечерние богослужения начинались и заканчивались троекратным песнопением тропаря: «Христос Воскресе». Нас радовали и поднимали наш дух стихиры, тропари и ирмосы пасхального канона, певаемые за богослужением. Даже в чине панихид и отпеваний покойников находили место пасхальные песнопения. Воскресший Христос как бы всюду следовал за нами, непрерывно напоминал нам о Себе во всем чине и строе богослужений и священнодействий. И вот пришел конец этому. С чувством особой, священной грусти мы сегодня «отдаем» Пасху, как бы расстаемся, прощаемся с ней. Дай Бог нам дожить до светлых дней святой Пасхи в будущем году. Сегодня же приветствуем в последний раз друг друга священным и радостным приветствием: «Христос Воскрес!»

Спрашивается, где Христос пребывал в эти сорок дней от воскресения Своего до вознесения и что творил для нашего спасения? Воскресши из мертвых, Он уже не пребывал телом Своим всецело на земле, как это было раньше (до воскресения). Явившись по воскресении Марии Магдалине, Он сказал ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел ко Отцу Моему, а иди к братиям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20. 17).

Как видим, Христос не восшел сразу же и совсем ко Отцу Небесному, не полностью и не совсем покинул землю. Известно из Евангелия, что Он много раз (свыше десяти) являлся ученикам и народу в эти сорок дней. Являлся Он хотя и в теле (с телом), но в преображенном, духовидном, легком, светоносным. В этом теле Христос мог проникнуть сквозь двери затворенные, мог мгновенно появляться (среди апостолов) и мгновенно исчезать, мог быть неузнаваемым (при явлении Марии Магдалине, Луке и Клеопе), мог даже вкушать пищу (Лк. 24. 43). С одинаковой легкостью в этом теле Христос мог пребывать и на небе и на земле, с Отцом Небесным на небе и с людьми на земле.

Почему же Христос не сразу вознесся на небо, а еще являлся ученикам в течение сорока дней по воскресению? Явления Христа на земле нужны были для завершения Его искупительного подвига, для раскрытия апостолам тайн Царства Божия (Деян. 1. 3): тайны Своего явления в мир, тайны Своих страданий, смерти, и воскресения, тайны ниспослания Утешителя — Святого Духа. Надлежало укрепить апостолов в вере в Себя как Сына Божия, как Спасителя мира, надлежало воспламенеть в них подлинную, самоотверженную любовь к Богу, водворить среди них мир и укрепить их в предстоящей их мисси — в благовестии Евангелия Царствия Божия. Как все это совершил Господь, как укрепам их в вере, любви, мире, благовестии?

1. Еще при жизни Своей на земле Он не раз говорил апостолам, что Ему надлежит пострадать, умереть и воскреснуть (Мф. 16. 21) и тем самым искупить, освободить людей от рабства греху и смерти. Но апостолы больше были расположены верить в Него, как в земного Владыку (Лк. 24. 21), чем Небесного, ждать больше земного, государственного устроения, чем духовного, благодатного, религиозно-церковного. Им казалось, что Христос, великий чудотворец и миротворец, не может так вдруг, так бесславно (на кресте) окончить Свою жизнь на земле. И вдруг это невероятное стало фактом: Его охватили, обесславили и казнили смертью разбойников. Голгофский Крест Христов отнял у них последнюю надежду. Апостолы растерялись и от страха смущения и маловерия разбежались (Мф. 26. 56). Им казалось, что со смертью Христа все умерло, все кончено, все потеряно.

И вдруг они получают от жен-мироносиц известие, что Христос воскрес. Веря, они не верят этому сообщению. А когда Он Сам явился им, то они, видя, как бы не видят Его, принимают за призрак, за обман зрения, за какой-то посторонний дух (Лк. 24. 37), а не за Христа, своего Учителя и Господа. А когда Он не только стал являться им, но и говорить с ними, и чудесно содействовал их улову (Лк. 24. 41—43), то заколебалось Их неверие и малодушие, и они постепенно стали переходить к полной вере и полному признанию Его (Ин. 21. 12).

Яркий пример первоначального неверия и столь же яркий пример вспыхнувший беззаветной веры во Христа явил собой апостол Фома. Нас доселе потрясает и захватывает его вопль во Христу: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). С этим воплем закончилось неверие Фомы: оно перешло в пламенную веру сердца и всего, существа, для которого Бог стал моим, своим, неотъемлемой, неотделимой, главной частью себя самого.

Так укрепилась у апостолов вера во Христа как воскресшего Сына Божия, как Спасителя мира. Воскресший Христос как бы вторично призвал их к апостольскому званию и служению. В первый призыв они оставили лодки, мрежи, рыбачий промысел, семью и пошли за Ним. Во второй раз они оставили свой страх, маловерие, непонимания «тайн» Божиих и спасительной миссии Своего Учителя. И, оставив все это, беззаветно последовали уже до конца дней «служить» Ему.

2. Мы видим, как вместе с верой в своего Божественного Учителя стала оживляться в сердце апостолов и любовь к Нему. Однако нужно было укрепить, возвысить, одухотворить в них эту любовь, довести до сознания их всей необходимости и животворности этой любви. Первоначальная любовь апостолов ко Христу возникла по высокому чувству благоговения пред Ним, преклонения перед чудотворящей силой Его Божества, Его любви и милосердия к людям. Однако такой любви оказалось мало, чтобы устоять апостолам пред лицом испытаний и остаться бесстрашными и верными Христу при самой смерти Его. Необходимо было уразуметь и почувствовать им безграничность жертвенной любви Христа к людям и воспламениться ответным движением собственного сердца к Нему, не только как Учителю и Чудотворцу, но и как Сыну Божию и Искупителю мира. Следовало возлюбить Христа как страдальца и мученика за грехи людей, возлюбить Христа Распятого и одновременно возлюбить и тех, за кого Он пострадал и умер на Кресте. Вот к какой любви и призывал воскресший Христос апостолов на берегу Тивериадского озера, когда, явившись им и чудесно накормив их рыбой, трижды спрашивал апостола Петра — любишь ли Мя. И на его признание трижды призывал пасти овец Его. Эта троекратность призыва любви Христа и пасти стадо Его означало, что любить Бога следует такой любовью, которая одновременно была бы и любовью к тем, из-за которых и ради которых Он принес Себя в жертву на Голгофе. И в такой двойной любви, по указанию Христа, и заключается вся суть христианства, призывающего отвергнуться себя, забыть, потерять себя для себя, чтобы найти себя в Боге и в людях. И апостолу Петру казалось, что такую любовь нашел в своем сердце, когда трижды он отвечал Христу: Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21. 17).

3. Укрепив апостолов в вере и в любви к Нему и людям, воскресший Христос укрепил их и в мире и единстве с Отцом Небесным, друг с другом и со всеми верующими во Христа. Перед Своими страданиями Он говорил апостолам «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14. 27). Являясь апостолами по Своем воскресении, Он приветствовал их благопожеланием мира. Мир вам, — не раз говорил Он им (Лк. 24. 36; Ин. 20. 21).

Мир входит в душу человека, когда он прощает обиды людям и постоянно ищет примирения с Богом и людьми и не знает покоя, пока не обрящет этого примирения и мира. И Что только не делает богобоязненный человек, чтобы достичь вожделенного мира: и кается пред Богом внутри своей совести и просит прощения у людей и исповедается пред священником, и причащается святых Таин. Сам воскресший Христос придавал особое значение примирению и миру между людьми. Он дал особое право и особую благодать (апостолам и священникам) установив таинство исповеди с прощением грехов согрешившим. В одно из Своих явлений Христос дунул и сказал им: Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся им: на ком оставите, на том останутся (Ин. 20. 22—33).

Как необходимо нам, братие и сестры, понимать всю важность и спасительность мира между собой. Как благоговейно следует воспринимать слова «мир вам», которые мы так часто слышим за богослужением из уст священника. И как часто следует прибегать к исповеди и причащению, чтобы восстанавливать спасительный, благословенный мир с Богом и с людьми.

4. Христос пришел в мир, чтобы спасти мир через Свою искупительную жертву. К благовестию об этой жертвенной любви Христовой и призывались Им апостолы по воскресении Спасителя. Укрепив их в вере, любви, миролюбии, Христос и посылает их на всенародную проповедь. Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас (Ин. 20. 21). Перед Своим вознесением Он заповедал им: Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16. 15). И заповедал не только проповедовать, но и крестить, и в христианском духе воспитывать все народы земли: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и сына, и святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»(Мф. 28. 19—20).

Чтобы апостолы не почувствовали себя при исполнении проповеднической миссии сиротливыми, одинокими Он обещал им не оставлять их: «Я с вами во все дни до скончании века» (Мф. 28. 20). А для того, чтобы укрепить их, умудрить, просветить и придать им непреодолимое мужество и силу Он обещал послать Утешителя, заповедав им не отлучаться от Иерусалима и ждать крещения Духом Святым (Деян. 1. 4—5). Вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и даже до края земли (8 ст.). Все сие и исполнилось в день святой Пятидесятницы.

Братие и сестры! Сегодня, в день отдания святой Пасхи, все указанные заветы Христа о вере, любви, мире, благодати особенно должны быть нам близкими и для нас животворными. Пасха как праздник прошла, но заветы Христа остались для нас насущными заветами. Без них, без исполнения их, нет для нас жизни. Только ими живится наша душа, только в соблюдении их состоит высокий смысл, нашей жизни. Будем же веровать всей силой нашей души в Господа, будем любить Его и ближних всем сердцем своим, будем всемерно и ежеминутно хранить мир с людьми и с Господом и будем как можно чаще приобщаться благодати Христовой в таинствах исповеди и святого Причащения.

Помоги нам во всем этом, Господи! Аминь.

По материалам сайта www.odinblago.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте