30 мая.5-я Седмица по Пасхе, о самаряныне.
29 мая 2021 года, в субботу вечером, в канун Недели 5- й по Пасхе, о самаряныне, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Воскресной Утреней, был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.20, ст.01-10), повествующий о приходе учениц и учеников ко Гробу Господню и о том, что они не обнаружили там тело Христа, только лежащие пелены и плат.
По завершении чтения отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.
30 мая 2021 года, праздничным, воскресным днём, в Храме совершалось служение двух Божественных Литургий.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По совершении Таинства Причастия отец Максим обратился к прихожанам со словом проповеди и, далее, совершил Молебен и Панихиду.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении читался отрывок из книги «Деяний Святых Апостолов» (Гл.11, ст.19-26, ст.29-30), рассказывающий об одном из этапов пути появления христианства как одной из мировых религий.
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.04, ст.05-42),содержащий беседу Господа нашего Иисуса Христа о своём Мессианском служении с простой женщиной – самарянкой. Воспоминанию этого события и посвящена 5-я Неделя после праздника Пасхи.
На Сугубой ектение возносились прошение о Единстве Святого Православия и прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомые.
На запричастном стихе за Поздней Литургией отец - настоятель произнёс проповедь на тему читавшегося Евангельского отрывка.
По совершении Таинства Причастия был совершен традиционный пасхальный крестный ход вокруг Храма, по окончании которого служились Молебен и Уставная Панихида.
***
Слово в Неделю о самаряныне.
Проповедь иеромонаха Севастиана после Божественной Литургии в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских 30 мая 2021 года в Неделю 5-ю по Пасхе.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна о беседе Господа с самарянкой. Эта встреча произошла в самый пик жары возле колодца Иакова в Самарии, куда пришёл Господь утолить жажду телесную, а женщина в это же время пришла почерпнуть воды из источника.
Для нас, живущих посреди вод Ладожского озера, чистая проточная вода является обычным явлением, а для жителей пустынных городов и селений Израиля эта вода всегда была драгоценна и жизненно необходима.
Христос начинает свой разговор с самарянкой просьбой напоить его водой из колодца. Эта женщина была удивлена тем, что Господь, будучи Иудеем, свободно общался с ней, ведь между Иудеей и Самарией была вражда и несогласие в вопросах веры. Несмотря на все эти разногласия и вражду, Христос предвидел жажду духовную и веру этой женщины.
Заговорив с ней о воде и жажде телесной, Господь в общении с Самарянкой открывает тайны её личной жизни, а потом их разговор плавно переходит к духовным темам. Женщина, поражённая прозорливостью Спасителя, начинает в нем видеть не просто человека, — а пророка, и, наконец, Господь открывается ей как Спаситель — Мессия.
Великое счастье приобрела самарянка у колодца, она встретила Бог и уверовала в него. Через неё почти весь тот город обрел драгоценный дар веры в Спасителя.
***
Главным и ключевым моментом в беседе Христа с самарянкой для нас с вами является то, что Господь открывает нам тайну — как правильно поклоняться и почитать Бога: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
До пришествия Христа на землю верующим в единого Бога был дан закон Моисеев, было отведено особое место для служения и поклонения Богу. Сначала это была скиния завета — переносной храм. Потом же был построен Иерусалимский храм. Иудеи молились в Иерусалимском храме, а самаряне построили свое святилище на горе Гаризим.
Хотя Иудеи в своем богослужении были верны Богу, а самаряне нет, но с пришествием Спасителя пришло новое время и новое богослужение. Господь приоткрывает эту тайну жене - самарянке: что Он Мессия и с Его пришествием пришло новое время служения Богу в духе и истине.
Господь не приходит спасти только Иудеев, но всех людей из разного народа и племени кто уверует в Него, эту женщину грешницу Он одной из первых после апостолов призывает ко Спасению.
***
Дорогие братья и сестры, Господь дал нам Церковь свою, чтобы мы имели полноту радости и духовной жизни, Он дал храмы, как место своего присутствия, где обитает благодать Святого Духа. Храмы Божии стоят по всему миру, куда бы мы не пошли, везде мы можем помолиться и приобщиться Церковным Таинствам и насытиться духовной пищей.
Но Господь не ограничивает своё присутствие только храмом Божиим. Он превыше всего земного и материального, Он не связан каким-либо местом, пространством или временем. Он есть Дух и ищет, чтобы и мы поклонялись Ему в духе и истине.
Что это значит? Как учат нас святые отцы сам человек есть храм Божий. Этот храм создан для обитания и жизни в нём Бога — это мы, наши дух, душа и тело — весь человек предназначен быть Храмом Божиим. «Святая Церковь Божия есть человек; алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник — ум, а храм — тело. Потому что Церковь является образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию»[1].
То, что мы молимся, посещаем службы, участвуем в службах — это очень хорошо и богоугодно, и нам это необходимо, но Господь ищет от нас Большего: нашего сердца, чтобы оно принадлежало Ему.
Он желает, чтобы вся наша жизнь вне храма и богослужения была горящей свечой и благоприятной жертвой пред Ним. Поклоняться в Богу в духе и истине мы начнём тогда, когда начнём жить не по воли плоти и страстей и своим хотениям, а перестроим свою жизнь по Евангелию, по заповедям Божиим.
Господь нас учит: «духом ходите, а не плотию» — то есть умираем на каждый день для плоти и мира, для страстей. Идти за Господом и жить для Него это поклонятся Ему. А истина — это Господь, Он Путь и Истина и Живот.
Страсти есть ложь. Страсти — это мир и служение им есть ненависть к Богу. Поклоняющийся в духе — распинает плоть и дел плоти не творит.
***
Дорогие братия, сестры, мы с вами призваны жить в мире радости о Духе Святом, в непрестанном Богообщении и молитве, быть одушевленными храмами Бога, — а если мы уклоняемся от своего предназначения, то нас постигают скорби и беды, ничего нам не радостно и не мило в этой жизни, мы пребываем в унынии.
Основная причина нашей тоски и депрессии в том что, забыв об Источнике воды живой о Христе мы ищем утешения в мутных источниках земных, душевных или телесных наслаждений в которых нет счастья. Дух человека, сотворённый Богом ничем земным не может насытиться, а только в Боге он упокоивается и утоляет свою жажду.
Подобно Самарянке припадём ко Христу, к источнику воды живой в молитве, в покаянии, выстроим в своей жизни правильные приоритеты, отвергнемся себя и начнём жить для Бога и для ближнего — и тогда обретём мир и покой душам нашим.
Аминь.
[1] Прп. Максим Исповедник. Мистагогия.
По материалам сайта www.valaam.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3465-30-maya-5-ya-sedmitsa-po-paskhe-o-samaryanyne#sigProGalleria87e80c1a8b