В Великий Четверток Страстной Седмицы в Никитском Храме г. Калуги были совершены две Божественные Литургии.
29 апреля 2021 года, в Великий Четверток (Великий Четверг) Страстной Седмицы, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги совершалось служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершили настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и иерея Олега Плешакова при диаконе Олеге Машанове.
За Апостольским чтением на Литургиях читался отрывок из «Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла» (Гл.11, ст.23-32),в котором мы слышим рассказ об установлении Господом Иисусом Христом Таинства Евхаристии (Причастия), и здесь же мы читаем размышления апостола о достойном участии в Евхаристии, которые, в дальнейшем, легли в основу церковного подхода к участию в Таинстве Тела и Крови Христовых. Именно благодаря отрывку из Послания к Коринфянам мы знаем, что причащение может быть как достойным, так и недостойным. Те, кто вкушают Святые Дары недостойно, едят и пьют «осуждение себе», от чего становятся немощными, болеют, а некоторые и умирают.
За Евангельским Чтением на Богослужениях было зачитано Составное Евангелие (отрывки из разных Евангелий (от апостола и евангелиста Матфея, от апостола и евангелиста Иоанна, от апостола и евангелиста Луки), повествующее о событии Тайной Вечери, установлению Таинства Причастия, воспоминанию которой и посвящён Четверг Страстной Седмицы.
По окончании Позднего Богослужения отец-настоятель обратился к прихожанам со словом проповеди.
***
Проповедь в Великий Четверг.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.
Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.
Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.
Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».
Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.
Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!
Протоиерей Андрей Алексеев.
По материалам сайта www.dmdonskoy.ru.