27 апреля. Великий Вторник Страстной Седмицы.
26 апреля 2021 года, в канун Великого Вторника продолжающейся Страстной Седмицы, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Олега Плешакова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Уставное Вечернее Богослужение.
За Утреней был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея, продолжающий знакомить нас с событиями последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, последними словами Его проповедей. Читались отрывок из главы 22(ст.15-46) и вся 23 глава, в которых содержатся: ответ Иисуса на вопрос фарисеев об уплате подати кесарю( гл.22,ст.15-22); вопрос саддукеев, отрицающих воскресение, об одной жене семи братьев( гл.22,ст.23-34); Христос отвечает на вопрос законника о наибольшей заповеди в законе (гл.22, ст.35-40);вопрос Спасителя фарисеям о Его сыновстве царю и пророку Давиду( ст.41-46); обличение Иисусом фарисеев и книжников( этому посвящена вся 23 глава) в их лицемерии.
27 апреля 2021 года, в сам день Великого Вторника, протоиереем Алексием Пелевиным, иереем Максимом Картуесовым, диаконом Олегом Машановым было совершено Великопостное Утреннее Богослужение( Чинопоследование 3, 6, 9-го Часов с продолжением начатого в предыдущий день чтения Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова) с Вечерней с Божественной Литургией Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова.
За Литургией был прочитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея( Гл.24(ст.36-50), Гл.25( ст.1-46), Гл.26(ст.1)),содержащий наставление Господа о бодрствовании в ожидании грядущего Второго Пришествия( ст.36-44 гл.24); последние притчи Христа : о благоразумном и злом рабе (гл.23, ст.45-51);о десяти девах (гл.25, ст.1-13); о талантах( гл.25, ст.14-30); о Страшном Суде( гл.25, ст.31-46).Заканчивается чтение словами Иисуса своим ученикам о том, что через два дня, в праздник Пасхи ,Он будет предан на распятие( гл.26, ст.1).
В завершении Богослужения была совершена Панихида.
***
Богословие Великого Вторника.
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря «Се Жених грядет». В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных... Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25:14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей. «Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя — кончина мира и Страшный Суд…» (В.Зандер).
Вновь на Часах мы слышим чтения из «Книги Исход» и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Начинается Вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда лишь намеченные на богослужении Утрени разворачивается во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду? Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим... Впрочем, переведем эти стихиры с церковно- славянского на русский язык:
От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: «Господи, слава Тебе!»
Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа Твоего!» Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.
Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе, но сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец.
По материалам сайта www.foma.ru.
Автор: священник Константин Пархоменко.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3419-27-aprelya-velikij-vtornik-strastnoj-sedmitsy#sigProGalleria5ea7a00099