26 апреля. Страстная Седмица. Великий Понедельник.
25 апреля 2021 года, в канун Великого Понедельника наступившей Страстной Седмицы, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Уставное Вечернее Богослужение.
За Евангельским чтением, за Утреней, был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (Гл.21, ст.18-43), повествующий о том, как Господь Иисус Христос проклял смоковницу, и она засохла; о разговоре Спасителя с первосвященниками и старейшинами о природе Его власти и содержащий притчи о двух сыновьях виноградаря и о злых виноградарях.
26 апреля 2021 года, в сам Великий Понедельник, в Храме было совершено Великопостное Утреннее Богослужение (Чинопоследование 3, 6, 9-го Часов (с чтением Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова); Изобразительны) и Вечерня с Божественной Литургией Преждеосвященных Даров. Богослужение совершил настоятель Храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Олега Плешакова и диакона Олега Машанова.
За Евангельским чтением за Литургией читался отрывок из Святого Евангелия от святого апостола и евангелиста Матфея (Глава 24, ст.03-35), где мы слышим о конце мира, Господь предсказывает, что этому будут предшествовать стихийные бедствия, землетрясения, войны и военные слухи, что в сердцах человеческих охладеет любовь. Христос напоминает нам в данном чтении о близости конца света, ибо в любой момент этот мир может прекратить свое существование, в любой момент может завершиться жизнь любого из нас, и мы предстанем перед Богом.
***
О Великом понедельнике.
В этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим.
Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.
«Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своею Живоносною Плотию».
Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы.
Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом.
Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).
Московский Сретенский монастырь.
По материалам сайта www.georgievka.cerkov.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3418-26-aprelya-strastnaya-sedmitsa-velikij-ponedelnik#sigProGalleria18cef2cf1d