В канун и в день праздника Входа Господня в Иерусалим в Никитском Храме г. Калуги были совершены праздничные Богослужения.
25 апреля, в последнее воскресенье перед Пасхой, Русская Православная Церковь вспоминает торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим.
24 апреля 2021 года, в субботу 6-й Седмицы Великого Поста (седмицы ваий) в канун праздника,в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным и клириками Храма - иереем Максимом Картуесовым, иереем Стефаном Бойко, диаконом Олегом Машановым было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Великой Вечерне отец Алексий зачитал паремии праздника - отрывки из книг Ветхого Завета: «Книги Бытия» (Гл.49, ст.01-12); «Книги пророка Софонии» (Гл.3, ст.14-19); «Книги пророка Захарии» (Гл.09, ст.01-15).
На Полиелее, за Утреней, духовенством и хором Храма было пропето величание праздника:
«Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / благословен Грядый во имя Господне.».
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (гл.21, ст.01-11,ст.15-17),повествующий о том, как Спаситель торжественно вошёл в Иерусалим для добровольного принятия смерти.
По окончании чтения настоятель совершил Чин освящения веточек вербы (ваий), окропил собравшихся Святой водой, и помазание прихожан освященным елеем. Всем присутствующим раздавались освящавшийся за Литией хлеб и освященная вербная ветвь.
25 апреля 2021 года, в сам праздничный, воскресный день, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершили иерей Максим Картуесов и диакон Олег Машанов.
За Апостольским чтением читался отрывок из «Послания к Филиппийцам святого апостола Павла» (Гл.4, ст.4-9), словами из которого Церковь готовит нас к скорой встрече Христова Воскресения, готовит к тому времени, в которое размышления о своей греховности утратят актуальность.
За Евангельским чтением можно было услышать отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.12, ст.1-18),в котором мы читаем о входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим в изложении этого апостола.
И по окончании Раннего, и по окончании Позднего Богослужения совершались праздничные Молебны, в завершении которых священнослужители окропляли Святой присутствующих верующих и веточки вербы, поздравляли прихожан и обращались к собравшимся со словом проповеди.
Большое количество людей сподобились стать Причастниками Святых Христовых Таин.
***
Проповедь в Неделю 6-я ваий. Вход Господень в Иерусалим.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, отцы, братия и сестры, праздник Входа Господня в Иерусалим. Праздник этот посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь перед Своими страданиями и крестной смертью, входит в священный град как Царь и Спаситель. О чем свидетельствовали несмолкаемые восклицания: «осанна», то есть «спасение» или «спаси нас» – возглас, которым евреи приветствовали царей. Да, это было приветствие, но какое! Приветствие подобающее Могущему спасти. Осанна сыну Давидову! То есть потомку царя Давида, из рода которого явится Мессия. «Благословен Грядый во Имя Господне» (Мф. 21:9) то есть благословен Грядущий (слово это понималось как мессианский титул) во имя Господне! Осанна в вышних!
Народ однозначно приветствовал Спасителя как Царя и Мессию. Святые отцы неизменно объясняют Вход Господень в Иерусалим, как торжественное прибытие Царя Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Праздник знаменует собой близость победы над смертью и грехом. Это событие есть символ начала конца краткой земной жизни Христа-Спасителя, что одновременно значит завершение многовекового пути всего человечества к своему спасению во Христе. В день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество о том, как явится миру ожидаемый Мессия. Пророк Захария вещал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Торжественный вход Царя не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя – по Его человечеству – царь Давид. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Спаситель, как Царь Мира, как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром, въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь – символ евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок – символ еще непросвещенных язычников; Господь же пришел воцариться и над теми, и над другими.
Праздник этот древний и известен еще в IV-V веках. Первоначально наиболее торжественно он отмечался в Иерусалимской Церкви. Но и у нас на Руси, в XVI-XVII вв. в Москве, празднование Входа Господня в Иерусалим было особенно великолепным. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова «на Рву» (более известного ныне как храм Василия Блаженного) для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу для угощения. Но, к сожалению, в конце XVII века этот обычай исчез.
Читая Святое Писание внимательно, сопоставляя речения пророков и ветхозаветные события со словами и действиями Спасителя, невольно обнаруживаешь тесную связь Ветхого и Нового Завета. Сам Господь постоянно подчеркивал это: «да сбудется Писание» (Ин. 13:18, 17:12, 19:24,28). Здесь не только забота о слабых верою, видящих и не разумевающих - здесь указание на преемственность. Господь особенно подчёркивает, что Пастырь входит вратами, то есть, через уже уготованное прежде домостроительство спасения человечества, уже свершившиеся деяния и пророчества Божии, через явные чудеса и знамения, уже ставшие частью Предания и культуры народа.
Вот и в этот празднуемый нами день, Господь, несмотря на смертельную угрозу - Его уже приговорили смерти и искали убить - входит в Иерусалим, как подобает Мессии и Сыну пророка и царя Давида, о Котором сказано, что царствованию Его не будет конца. И фарисеи, и богословы-книжники, видя и слыша странные для детского возраста поведение и восклицания приветствий - «осанна в вышних», которые подобают уже не только земному царю и освободителю, но Кому-то Божественному, ибо как может быть осанна в вышних, без участия Бога, пытались запретить это, на что Господь сказал, что если это запретить безхитростным младенцем, то возопиют уже мертвые камни.
Как это непохоже на современных «мессий» и «спасителей», которые возникают из ниоткуда и уходят в никуда. Без корня, без основания, гонимые переменчивым ветром времени. Так будет и с последним самозванцем – антихристом, хотя он очарует многих, таких же легковесных и не укорененных в истине. Что уж говорить о бегущих от истины и реальности любителях ложных миров. Как сладостней будут для них его удивительные фантазии, поражающие воображение, «дабы соблазнить и избранных» (Мк. 13:22), то есть верующих во Христа Иисуса.
Христиане всегда помнят и о том, как тот же самый народ, что в час Входа Господня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями, всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к римскому своему правителю Понтию Пилату: «распни, распни Его» (Ин. 19:6). Каждый христианин, наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению ко Христу, должен стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что и древние иудеи. Ведь и каждый приходящий в этот день в храм и воздающий в нем хвалу Богу может тут же вновь предать Его на страдание и смерть: и не обязательно через прямое отречение от Него, чаще и обычнее – просто через свой повторяющийся грех, который всегда есть предательство, как бы мы не оправдывали его. Согрешая, обладающий подлинным покаянным чувством христианин всякий раз ощущает себя в роли распинателей Спасителя, как вновь и вновь причиняющий Ему мучения.
Вот Господь входит в Иерусалим, Его встречают как Царя. Приятно быть со Христом торжествующим. Ликовали, вероятно, с народом и ученики Спасителя. Перед этим они даже делили почетные места рядом с будущим Царем. Но, никто не ожидал и даже не мог вообразить себе, что Царство этого Царя начинается с Креста, с Распятия, то есть, со истощания себя, с отречения от себя, от своей воли, с полного предания себя другому. Как это невозможно трудно – добровольно, до конца, до полного истощания отречься себя. Имея жизнь, имея полную свободу, отдать её, потому что такова воля Божия. Но, помните сказанное в другом месте Евангелия: «Человеку это невозможно, Богу возможно все» (Мф. 19:26). Просто человеку истощить себя так невозможно. Богочеловек, Сын Божий, всегда отдающий Себя без остатка Богу Отцу в глубинах Святой Троицы как Бог, предал и Свою воспринятую плоть Богу. Такова была Божественная воля, чтобы Христос, отдал все, что принадлежало Его человечеству, Богу, отдал до конца, до смерти, чтобы вновь прибрести это обновленным в воскресении. Чтобы и мы сообразно Ему, истощив себя до конца, до смерти, вновь обрели в Нем жизнь и воскресение, но жизнь уже Божественную, и уже вечно пребывали со Христом Иисусом всегда воспевая Ему в вышних "Осанна", Которому подобает слава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки. Аминь!
Иеромонах Никон (Оганов).
По материалам сайта www.valaam.ru.