18 апреля. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской.
17 апреля 2021 года, в канун 5-й Седмицы Великого поста, которая посвящена воспоминанию святой преподобной Марии Египетской, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги совершалось Всенощное Бдение.
18 апреля 2021 года, в сам праздничный, воскресный день, в Храме были совершены две Божественные Литургии святителя Василия Великого.
Раннюю Божественную Литургию и Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов. За Литургией ему сослужил диакон Олег Машанов.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова.
На Апостольском чтении за Богослужениями был зачитан отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Глава 09, ст.11-14), в котором апостол Павел вспоминает некоторые ритуальные предписания Ветхого Завета, в частности, закон о жертвах, упоминает окропление жертвенной кровью: «кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных», и отрывок из «Послания к Галатам святого апостола Павла» (Глава 03, ст.23-29), где, в очень кратких словах, апостол Павел открывает перед нами грандиозный план Бога по спасению человечества. Апостол использует хорошо понятные его современникам образы: раб, господин, наследник, сын.
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (Глава 10,ст.32-45), в котором звучит предсказание Иисуса о Его страданиях и смерти. Евангелист Марк ничего не говорит о реакции учеников на данное предсказание. Вместо этого он рассказывает о том, как два брата, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, подошли к Христу с просьбой: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). Последующий диалог Иисуса с двумя братьями показывает, насколько по-разному Учитель и ученики представляли себе грядущую славу и будущее Царство Иисуса. Также, читался отрывок из Святого Евангелия от Луки (Глава 07, ст.36-50),повествующий о женщине-грешнице с алавастровым сосудом с миром, помазавшей ноги Господу Иисусу Христу и содержащий небольшую притчу о заимодавце и двух должниках.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились прошения о единстве Святого Православия и прошения и молитвы, во время распространения вредоносного поветрия чтомые.
По окончании Позднего Богослужения также совершались Уставные Молебен и Панихида.
***
Проповедь в 5-ю Неделю Великого Поста о преподобной Марии Египетской.
О решимости изменить жизнь.
Во имя Отца и Сына Святого Духа.
В пятое воскресенье Великого поста Церковь празднует память преподобной Марии Египетской, святой подвижницы, которая является образом глубокого искреннего покаяния.
В Православной Церкви этой святой воздается особенная честь, ее память также отмечается особой молитвенной службой, которая называется «стояние» Марии Египетской, и во время которой читается полностью покаянный канон св. Андрея Критского и читается житие этой удивительной подвижницы.
Совершая память Марии Египетской, Святая Церковь в ее житии дает нам назидательный пример того, как необходимо иметь решимость изменить свою греховную жизнь и принести достойные плоды покаяния. Житие Марии Египетской есть живое свидетельство того, что любящий Бог готов простить кающемуся человеку даже самый тяжкий и великий грех.
Святая Мария Египетская жила в VI веке в Александрии. Юность её прошла во грехах, она была блудницей, падшей женщиной в большом развращенном городе в Египте.
Целых 17 лет своей молодой жизни она посвятила распутству. Это происходило до тех пор, пока Господь не вразумил ее следующим образом.
Когда она однажды с паломниками хотела войти в иерусалимский Храм Господень, какою-то невидимою силой она была остановлена, как будто невидимая рука Божия не допустила ее переступить порог церкви. И Мария стала думать, почему же это происходит? Она стала молиться Божией Матери, образ которой она увидела у входа в Храм. Стала просить Богородицу о прощении своих грехов, и она дала обет, что исправит свою жизнь, отвратится от блуда и станет блюсти целомудрие.
Она не просто произнесла слова покаяния, не просто помолилась Богу о прощении своих грехов, а потом вернулась опять к прежней жизни.
Нет. Она с этого же момента полностью изменила свою жизнь. И мы знаем из ее жития, как она потом ушла в пустыню за Иордан, где год за годом в течении 47 лет, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Есть три крещения. Первое Крещение — это Таинство Церкви. Второе крещение — мученической кровью: если человека убьют, замучат за его веру во Христа.
И третье крещение — это слезное крещение покаяния».
Конечно, под слезами здесь надо понимать и внутренний плач человеческого сердца.
Когда человек болен, то как бы тяжело ему ни было, но если он ощущает боль, значит, он еще жив, еще есть надежда на спасение. А когда тело уже совершенно бесчувственно, тогда человек безнадежен, тогда он превращается в мертвеца.
Если совесть человека мучит его, упрекает его, значит, он еще жив, хотя бы и был подобен больному, покрытому с ног до головы гнойными язвами и годами прикованному к одру.
Самое страшное состояние наступает тогда, когда человек перестает видеть свой грех, когда уже не осознает глубины своего падения и старается оправдать себя. Такой человек уже не болен, такой человек духовно мертв.
Благодать оставляет нас из-за наших грехов. Наша ошибка в том, что мы оправдываем себя, ищем причину своих несчастий во вне и потому евангельский призыв к покаянию не находит живого отклика в нашем сердце, а если мы и каемся, то ритуально и формально, как бы забывая о трагических последствиях греха.
Неумение видеть свои грехи, нежелание осудить себя приводит к тому, что охладевает дружба, распадаются семьи, люди отчуждаются друг от друга.
Комплекс собственной праведности – это самое тяжелое иго, которое может нести человек.
Покаяние – это суд на собой прежде Божиего суда
Как часто многие, подходя к исповеди, ко кресту и Евангелию, говорят: «Я ни в чем не грешен!». Или: «Грешен, как и все!». Или: «Я грешен во всем!»,— не понимая смысла этих слов, не вникая в них. И не потому, что они действительно чувствуют (или не чувствуют) свое падение, а потому, что стремятся поскорее отойти от креста и Евангелия. Если спросишь такого человека: «А в чем же ты виноват?»,— то в ответ встречаешь растерянный взгляд: человек не понимает вопроса.
Человек на исповеди прикладывается ко кресту, этим самым он как бы призывает в свидетели Самого Иисуса Христа, что исповедь его будет глубокой и искренней, что он надеется: крест спасет и защитит его; прикладываясь ко кресту, человек как бы призывает в свидетели Самого Господа, что он дает перед Богом слово исправить свою жизнь и отойти от исповеди другим человеком.
Около креста лежит Евангелие. Это мерило нашей жизни, оно показывает, насколько далеко мы отошли от Бога. И вместе с тем это книга нашей жизни, которая показывает нам путь возвращения к Нему.
Вначале грех еще легко вырвать из сердца — как вырывают молодую траву. С привычкой ко греху трудно бороться.
Привычка — могучее дерево, пустившее глубоко в землю мощные корни. Затем привычка становится чертой характера.
Тут человек подобен попавшему в болото, которого засасывает трясина. Самому ему уже не выбраться, он способен лишь кричать и звать на помощь. Если ему бросят веревку, то он, ухватившись за нее, может выбраться из смертоносной трясины, может спастись.
Что это значит? В таком состоянии человек нуждается в помощи, ему необходима молитва, а особенно необходимо, если он отречется от своей воли и будет находиться в полном послушании у духовного отца.
Вместе с тем надо помнить, что покаяние — не только плод наших трудов, но и дар Божий.
Жизнь преподобной Марии Египетской научает нас, чтобы мы не только каялись на словах в своих грехах, но имели решимость после сердечного покаяния не возвращаться уже к ним.
Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария Египетская, когда она осознала себя, свои грехи, свою испорченность, и была готова на всё ради того, чтобы переменить жизнь.
В нас не хватает решимости отказаться от греховных страстей и привычек, от нашей повседневной беззаботной жизни. Мы настолько привыкли к комфорту, удобству во всем, что такая жизнь является для нас болотом, из которого мы не можем выбраться.
И если мы и просим у Бога прощение грехов, и даже как то стараемся от них избавляться, но часто через какой-то момент падаем и заново возвращаемся к прежнему состоянию.
Это получается с нами из-за того, что в глубине души мы не имеем решимости изменить свою греховную жизнь, оставить все подобно Марии Египетской и идти по пути исполнения заповедей Христовых, но имеем сочувствие греху и на самом деле не хотим с нашими страстями и грехами расставаться.
Блаженный Августин по этому поводу пишет в своей “Исповеди”: “Когда я просил в свои молодые годы о том, чтобы Господь даровал мне целомудрие, я не получал просимого. Дело в том, что когда уста мои произносили – Господи, дай мне целомудрие -, сердце мое добавляло – но только не сейчас”.
Но по примеру преподобной Марии Египетской исполнимся решимости оставить все греховное и в посте, молитве и в очищении себя от страстей совершать дело своего спасения.
Пусть образ этой великой подвижницы будет для нас новым вдохновением во время Великого поста, пусть будет призывом к подражанию её решимости и её жизни.
Да не покинет и нас Господь, да укрепит нас в труде покаяния и по молитвам святой преподобной Марии Египетской сподобит Своих Небесных благ.
Аминь.
Использовались материалы:
1.Иерей Иоанн Кечкин. Храм св. вмц. Екатерины 10.04.2011 г. «Проповедь в Неделю о преподобной Марии Египетской. О решимости изменить жизнь.».
2.Архмандрит Рафаил (Карелин). «Путь христианина» 2009г., » Тайна спасения»,2002г.
По материалам сайта www.sloboda-mon.church.ua.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3406-18-aprelya-nedelya-5-ya-velikogo-posta-pamyat-prepodobnoj-marii-egipetskoj#sigProGalleria3801bd3376