Prev Next

04 апреля. Седмица 3-я Великого Поста, Крестопоклонная. Память священномученика Василия, пресвитера Анкирского.

04 апреля 2021 года, в Крестопоклонную Неделю Великого Поста и в день празднования памяти священномученика Василия Анкирского, праздничным, воскресным днём, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове. По окончании Богослужения  были совершены Молебен и Панихида.

Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко  и диакона Олега Машанова.

За Апостольским чтением на Литургиях зачитывался отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Гл.4, ст.14-16 и Гл.5, ст.1-6), в котором апостол говорит  о том, что мы должны быть смелыми и уверенными в своей надежде, потому что имеем в качестве заступника Первосвященника великого, который прошел небеса, Иисуса Сына Божьего.

 

На Евангельском чтении был прочитан отрывок из Святого Евангелия от святаго славного, всехвального апостола и евангелиста Марка (Глава 08, ст.34-38, Глава 09(ст.1) о следовании за Иисусом, который призывает следовать за Ним на Голгофу.

На Сугубой ектение за Службами возносились особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомые, прошение  о единстве Святого Православия.

По совершении Таинства Причастия за Поздней Литургией перед возложенным на центральный аналой  и празднично украшенным Крестом было совершено Славление Кресту Господню. Отец – настоятель обратился к верующим со словом проповеди.

***

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА КРЕСТОПОКЛОННАЯ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь Святая в этот воскресный день посреди Великого поста полагает Крест Христов. Полагает в поклонение каждому из нас с вами, чтобы укрепляемые этой животворной силой, силой крестной, человек совершал свой подвиг, не только подвиг великопостный, не только это поприще пощения проходя, но проходя через круг своей жизни.

Не случайно Крест является тайной спасения и одновременно соблазном для многих, потому что иудеи соблазнялись Крестом, а эллины почитали его безумием. Но для нас Крест – животворная сила, источник благословений, то, чем отверзается небо для верных, то, через что человек соединяется с Богом, становясь Божиим. Потому что только через крестоношение можно стать крестоносцем. Тот, кто носит Крест вслед за Христом, становится богоносцем, нося Христа в своем сердце. Это тайна нашего спасения. Она сокрыта, как и тогда почитавшим это безумием эллинам, но сокрыта и от современного мира, который также почитает Крест безумием. Не случайно сегодняшнее Евангелие говорит нам с вами: всякий, кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми Крест свой и во след Меня гряди, говорит Господь. Но далее Он говорит о том, что какая польза человеку, если он приобретет весь мир; и что даст человек взамен за душу свою.

И сегодняшний современный мир словно бы всецело устремился именно к этому, к обретению всего мира, ко многим стяжаниям, всевозможным достижениям. Это и совершение научного прогресса, современных технологий, которые поражают сознание современных людей. Все больше человек как будто может, всего большего достигает быстрее, легче, совершеннее, удобнее. Мир все становится как будто бы лучше и лучше, хотя в этом его улучшении лежит западня. Чем, казалось бы, удобнее и лучше, тем больше проблем создает человек для своей жизни. И человек, собираясь в эти многомиллионные города, тратит там свое драгоценное здоровье и в этих некачественных продуктах, которые он ест, и в этом отравленном воздухе, которым он дышит, и прежде всего, в той невыносимой атмосфере, которую создают люди в этом огромном скоплении, проживая рядом друг с другом. Но человек не хочет этого осознавать, не желая следовать за Богом, почитая свое гордое «я» мерилом всему в этом мире, все измеряя собой и все сравнивая собой. И человек утрачивает себя, утрачивая или растрачивая безнадежно, потому что, приобретая весь мир, он губит свою душу, теряет тот драгоценный смысл, который дарован Богом человеку – обрести себя во Христе Иисусе, шествуя за Ним путем Креста, путем самоотречения, путем отречения от всего того, что мешает ему быть с Богом.

Это есть крест для каждого из нас с вами, чтобы признать в себе присутствие греха, признать свое несовершенство, и с этой болью сердечной, с этой скорбью, которая тоже есть наш крест, призывать Бога в помощь, шествовать с ним на тот Голгофский жертвенник, который предначертан Христом Спасителем для каждого из нас. Потому что путь на небо, путь к воскресению всегда есть через крест. И другого пути нет у христианина. И это открыто нам с вами в этом поприще поста и в нашей с вами христианской жизни.

И вот Господь показывает нам, что все те, кто хочет сберечь свою душу в этом мире, тот погубит ее. И лишь тот, кто готов растрачивать себя ради Христа, ради ближнего, не жалея себя, не экономя свои силы, не сберегая свою драгоценную душу в покое, но тот, кто не боится беспокойств и трудностей, только тот обретает спасение о Господе. Потому что всякий, ищущий покоя и комфорта, никогда его не найдет. Но тот, кто в беспокойстве внешнем повергается в волю Божию, тот, кто всецело доверяет Творцу всяческих, доверяет свою жизнь и свою душу в Его божественное попечение и премудрое водительство, тот может обрести истинный покой во исполнение евангельских заповедей, которые есть любовь к Богу, любовь к ближнему до самопожертвования. Только такой путь открывается христианину как единственно возможный ради спасения своей души.

И вот Господь говорит нам далее в сегодняшнем Евангелии: если кто постыдится Меня и словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду во славе Отца Моего со Ангелы святыми. Это есть страшное предупреждение для нас с вами. В сегодняшнем мире так легко поползнуться, постыдившись Христа. Мир, который глумится над Христом и над Крестом, мир, который не понимает драгоценности веры, ее чистоты, ее величия, ее святости, почитает жизнь со Христом юродством, безумием, каким-то недоделанием, или какой-то недожизнью словно бы. Потому что тайна благодати сокрыта от совопросников века сего, от тех, кто поверхностно, предвзято пытаются судить о жизни христианской.

Но нам с вами тайна эта открыта. И мы должны дорожить этим даром веры, который каждому из нас с вами Богом дарован. Каждому из нас дан этот талант, великий талант, способный привести нас на небо. Но вопрос, как мы способны даром этим распорядиться? Дорожим ли мы им? Считаем ли мы, что это то сокровище, которое дается единожды и которое каждый из нас должен приумножить с тем, чтобы с этим предстать перед Богом. Что я в своей жизни сделал? Кому я в своей жизни смог помочь? Был ли я верен Богу в своих мелочах, в этих повседневностях и в каких-то кажущихся малыми элементами в моей жизни? Или же все мне казалось неважным: и это ничего, и то потом, и здесь ничего страшного. И так пролетела вся жизнь. А человек вроде бы прожил в церкви. Он ходил, исповедовался, причащался, но почему-то за эти годы и десятилетия ничего не стяжал. Почему же так? Почему так случается с нашей душой? Казалось бы, храм, церковь – она одна, Христос один, таинства одни, но один преуспевает, а другой нет. Это бывает именно от отношения нашего с вами, отношения к Богу, отношения к ближнему, к заповедям божественным, которые есть закон для нашей с вами жизни.

У Бога не бывает мелочей. Не случайно Господь говорит: неверный в малом, и во многом неверен (см. Лук. 16, 10). И это есть слова, которые касаются не кого-то гипотетически отвлеченно, но каждого из нас с вами. Мы неверны Богу в этих самых мелочах. Если мы не можем быть верны в этих мелких маленьких незначимых вещах, каждый день предавая Бога, каждый день променивая Его на что-то незначащее, на что-то суетное, совершенно недостойное Его имени, на какие-то просиживания в бесконечных разговорах, в бесконечном просматривании каких-то новостей, в каком-то пустом праздном общении, в каком-то любопытстве, все время пытаясь познавать что-то, но неспособными прийти в познание Его истины, которая Сам Христос. Так мы теряем сами себя. Но не только себя, мы теряем Христа прежде всего, а в Нем, не способным обрести Его, теряем самих себя. И вот, неверные в этом малом, мы неспособны бываем на многое. Именно поэтому наши дни не наполнены этой верностью Христу, не наполнены этой решимостью жить по-христиански. Они утекают как вода сквозь пальцы, которая падает в песок и исчезает бесследно.

Так и наша с вами жизнь есть дар божественный. Нам дана возможность все-таки обрести вечность. И вот крест сегодняшний, который кажется нам и горьким, и тяжким порой, и болезненным, это то единственное, что может нас соединить со Христом. Потому что не бывает легкого спасения, не бывает беспечного восшествия на небо, не бывает удобного комфортного христианства. Оно всегда неудобно. Оно всегда есть подвиг, всегда есть самоотречение. Но лишь в нем, в этом самоотречении человек обретает и радость, и блаженство, и покой, и счастье. Обретает Христа – единое сокровище своей души, единственную радость и источник блаженства райского и блаженства души человека.

И вот нам с вами в сегодняшний день Крест предлежащий есть назидание и призыв. Крест, с которого Христос распростертыми объятиями пытается объять всю вселенную, все человечество, пытаясь в этих объятиях любви заключить каждого из нас, всех, как единственного, лишь бы мы отозвались на этот Его призыв, смогли воспринять эту Его божественную любовь, услышать ее в своем сердце, осознать ее, восчувствовать. И в ответ на Его любовь откликнуться своею человеческой любовью, чтобы и нам, отозвавшись на это, взять свой крест и следовать за Христом. И только в этом кресте обрести радость блаженства и радость воскресения во Христе Иисусе.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин).

11 марта 2018 г.

По материалам сайта www.optina.ru.

 

 

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 352 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте