Prev Next

28 марта. Неделя 2-я Великого Поста. Память святителя Григория Паламы.

27 марта 2021  года, субботним вечером в канун Недели 2-ой Великого Поста и в канун дня празднования памяти святителя Григория Паламы ( переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого Поста), в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение, служение которого возглавил настоятель Храма – протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили клирики Храма - иерей Максим Картуесов, иерей Стефан Бойко, иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.

На Полиелее, за Утреней, священнослужителями и хором Храма было пропето величание святителю Григорию Паламе:

«Величаем тя,/ святителю отче Григорие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего».

На Евангельском чтении Воскресной Утрени отцом Алексием был зачитан отрывок из святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.20, ст.19-31), повествующий о явлении  воскресшего Господа Иисуса Христа своим ученикам и об уверении апостола Фомы.

По завершении чтения были пропеты покаянные песнопения Триоди Постной «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» и др.

Отец Максим совершил помазание прихожан освященным елеем.

 

28 марта 2021 года, праздничным, воскресным днём, в Храме было совершено служение двух Божественных Литургий святителя Василия Великого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Стефан Бойко при диаконе Олеге Машанове.

Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.

За Апостольским чтением на Литургиях был зачитаны отрывки из « Послания к Евреям святого апостола Павла». Первый отрывок (Гл.01,ст.10-14; Гл.02, ст.1-3), в котором апостол рассуждает о свойствах Творца. Во втором отрывке, читаемом в дни памяти святых, канонизированных в лике святителей (Гл.7, ст.26-28; Гл.8, ст.1-2), апостол Павел рассуждает о том, каким должен быть архиерей.

На Евангельском чтении на Богослужениях читались отрывок из Святого Евангелия от святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста Марка (Гл.2, ст.1-12), в котором рассказывается случай чудесного исцеления Спасителем расслабленного и отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Гл.10, ст.9-16), содержащий вторую часть притчи о добром пастыре.

На Сугубой ектение на Службах возносились особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая и прошения о Единстве Святого Православия.

По окончании Позднего Богослужения отец-настоятель поздравил прихожан с воскресным днём, причастников-с принятием Святых Христовых Таин и произнёс проповедь.

***

ПРОПОВЕДЬ ВО 2-Ю НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. УКРЕПЛЕНИЕ В БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ.

Во второе воскресенье Святой Четыредесятницы, когда мы уже положили начало великопостному восхождению в Царство Небесное, Святая Церковь воспоминает всех Киево-Печерских святых и святителя Григория Паламу, который был сначала исихастом, афонским подвижником, а затем пламенным защитником монашеских идеалов и учения о нетварном свете. А Евангелие повествует нам сегодня о расслабленном, который обретает здравие по вере и благодаря любви других людей, через кровлю спустивших его к ногам Спасителя.

О чем нам следует сегодня говорить? О великих подвигах святых, о высотах богословия и божественных энергиях, или же о причинах нашей духовной расслабленности? Может быть, нам снова стоит обратиться к своей душе: «Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14)?

Пасха – это исход из Египта страстей в свободу славы чад Божиих, в Землю Обетованную, текущую медом и млеком. Но этот спасительный путь лежит через пустыню покаяния, воздержания и труда. Потому что, отказываясь от привычного, мы еще не обрели желаемого – небесных радостей, а для этого нужен подвиг.

Египет – это олицетворение мира, рабства страстям, когда ты трудишься в поте лица, а плоды твоих трудов поедают чужие. Душа рвется на свободу, но тысячи невидимых нитей удерживают ее. Помимо пристрастия к пище, сну, покою, стяжанию, исполнению своей воли и связанных с неполучением этого раздражительных страстей, в последнее время умножаются другие, более опасные привязанности. Это и различные сильнодействующие вещества, и телевидение, и многословие по телефону в любом месте и в любое время, это и интернет с его играми, социальными сетями, зрелищами и всяким непотребством.

Эти новые оковы страшнее для человека, потому что создают видимость внутреннего богатства, ощущение наполненности жизни, но на самом деле уводят человека по ложному пути и ставят в зависимость от себя. Он, вроде бы, испытывает радость, но эта радость не подлинная и есть начало печали. «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей»? (Пс. 136, 4). Человек чувствует как бы вдохновение, воодушевление, но такой огонь, огонь страсти не угоден Богу. Все это суррогат, подмена Царствия Небесного, то, что наполняет, как свиные рожки, но не насыщает. Все эти образы, переполняющие наш ум и сердце, есть не что иное, как египетские плинфы. Из них наши поработители-страсти строят себе дворцы, в то время как сердце наше, оставленное в небрежении, пребывает в сырой и холодной темнице.

С началом Великого поста мы собрались и постарались стряхнуть с себя иго постыдного рабства. Когда-то мы уже бросили вызов врагу в Крещении и пошли за Христом, но постепенно освоились в пустыне, обустроились в маленьком лагере на полпути к цели, обложив себя любезными предметами. И теперь наш дух, жаждущий воссоединения с Богом, как Моисей, снова выводит нас на путь подвига. В пост мы стараемся пресечь всевозможные зависимости, побороть самые главные свои страсти, и поначалу все идет легко.

Но вот проходит время, одна неделя, вторая, и мы забываем о цели, о том, что шли стопами множества святых, прошедших через пустыню и достигших блаженства Земли Обетованной. Мы начинаем оглядываться назад, на египетские котлы, обращаться к прежним удовольствиям и привычкам. Внимание притупляется, начинаются всевозможные поблажки, из-за чего мы перестаем противостоять соблазнам. Постепенно наша решимость умаляется, а духовные силы иссякают.

Вот от этого и предостерегает нас сегодня Церковь, повествуя о расслабленном. Она напоминает о том, что саможаление приводит к духовному расслаблению, параличу, когда не то что идти куда-то, а ногой или рукой пошевелить невозможно.

А враг, над которым мы посмеялись в начале, конечно же, хочет взять реванш. Причем для этого ему нет необходимости гнаться за нами с войском, он надеется, что мы сами придем к нему, сами вернемся на старое. Лукавый нашептывает: «Зачем ты убежал от меня? Вернись к своим плинфам. Все равно у тебя ничего не получится, ты снова будешь так же грешить. Я здесь и силен, а Бог где-то далеко за пустыней, Он не поможет тебе».

Если христианин верит таким внушениям, то он сам, добровольно отдает победу в руки врага, который силен только нашей легковерностью и малодушием. Сознательное произволение на грех это даже не расслабленность, это духовная смерть. Вот где смирение пагубно, послушание греховно, а бездействие преступно. Неужели Господь не может победить искусителя? Может, но ждет нашего произволения, нашей решимости. Решимость передает нам силу от Бога и усваивает Его победу.

Если есть воля к спасению и стремление к совершенству, если мы падаем и снова встаем, чтобы продолжить путь, то и временное расслабление нас не остановит. Господь за молитвы любящих нас, по молитвам Церкви укрепит ослабевшую волю и воздвигнет нас на служение, как сегодняшнего расслабленного, как Петрову тещу. Спасший Иону из чрева китова и Трех отроков из пламени огня силен избавить и желающую спастись душу от уз греха. Как Ангел толкнул спящего в темнице Петра, и тотчас с него спали оковы, а все железные двери сами распахнулись, так Господь силен избавить и нас от многолетних вериг греха, если мы этого действительно захотим.

Самое трудное – это начало и конец, но будем особенно внимательны сейчас, в середине пути. Начало, исход из Египта – чудо Бога, наславшего казни на египтян, и конец – переход чрез Чермное море и полное избавление от греха – Господь устроит Сам. Но середина – это наш труд, наше упорство и постоянство, чтобы быть с Богом и самим не отдать победу врагу.

Господь дал нам ум, совесть и нравственное чувство как некий огненный столп, идущий впереди и указывающий нам дорогу. И если мы одерживаем маленькие победы, если страдаем, но упорно боремся с грехом, постепенно тьма уныния рассеивается, и мы обретаем внутреннее зрение. Тот самый свет, о котором говорит святитель Григорий Палама, свет благодати Божией освещает перед нами путь, и мы уже не претыкаемся на каждом шагу. И этот свет благодати, по учению Святителя, не один из даров Бога, не что-то сотворенное и внешнее, это Сам Бог, нетварная энергия Божества. А если Бог с нами, кто против нас, кого нам бояться?! Само Небо, не дожидаясь нашего восхождения, спускается в наше сердце, чтобы сделать его блаженной обителью Христа.

Поэтому укрепимся, будем бдительны, ведь враг не дремлет. Спасение не за пустыней и не за горами, оно в уме и сердце, оно в слове Духа: «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26, 14). Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов).

По материалам сайта www.rusdm.ru.

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 350 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте