21 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. Память великомученика Феодора Стратилата.
20 февраля 2021 года, субботним вечером в канун Недели о мытаре и фарисее и в канун дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата и пророка Захарии Серповидца, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Утреней было пропето величание великомученику Феодору Стратилату:
«Величаем тя, страстотерпче святый Феодоре, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси».
За Евангельским чтением отец Алексий зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Гл.24, ст.1-12),повествующий о явлении ученицам ангела у пустой гробницы Господа Иисуса Христа, который рассказал им, что Иисус воскрес, и о том, как апостол Пётр прибежал к пустой гробнице.
По окончании чтения были впервые пропеты покаянные песни Триоди Постной, которые поются за вечерним Богослужением в канун воскресного дня в подготовительные недели к Великому Посту и до 5-й Недели Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери…»; «На спасения стези настави мя, Богородице…»; «Помилуй мя, Боже…»; «Множества содеянных мною лютых…».
Отец Максим совершил помазание верующих освященным елеем.
21 февраля 2021 года, в воскресный день, в Храме были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершили иерей Стефан Бойко и диакон Олег Машанов. По окончании совершались уставные Молебен и Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Машанове.
На Апостольском чтении был прочитан отрывок из «Второго послания к Тимофею святого апостола Павла» (Гл.3, ст.10-15), основная мысль которого: мир устроен так, что праведники неизбежно будут страдать, а злые люди, напротив, благоденствовать и преуспевать в своих злодеяниях. Апостол говорит об этом, как о некой константе нашей жизни, в качестве примера приводя собственный опыт, вспоминая о произошедшем с ним за время проповеди Евангелия.
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святого, славного, всехвального апостола и евангелиста Луки (Гл.18,ст.10-14), содержащий притчу Спасителя о мытаре и фарисее.
На Сугубой ектение были вознесены особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая, прошения о Единстве Святого Православия.
По окончании Поздней Литургии, отец-настоятель обратился к прихожанам со словом проповеди на тему читавшегося Евангельского отрывка. Были совершены Молебен и Панихида.
***
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры, с сегодняшнего дня Святая Церковь начинает нас готовить к поприщу Великого поста. Всему свое время – время радоваться, время плакать, приносить покаяние. Церковь так премудро установила, что проявляет заботу и заранее готовит нашу душу и тело к Великому посту. Сейчас наступает сплошная седмица – отменяется пост, это дает нам возможность подкрепить телесные силы. Но самую основную заботу Церковь уделяет нашей душе, нашему внутреннему человеку. Сегодня мы с вами слышали евангельскую притчу о мытаре и фарисее, именно она показывает нам, с каким душевным настроем мы должны входить в Великий пост.
Два человека пришли в храм Божий помолиться, один из них был мытарь, а другой – фарисей. Фарисей прошел в переднюю часть храма, мытарь же стоял у входа, преклонив главу. И Евангелие показывает их образ молитвы, как они молились. Возможно, уста их молчали, но Господь Сердцеведец, Он зрит на сердце человеческое и видит их мысли и желания. Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я хороший человек: даю милостыню, живу по заповедям, благочестиво, а не как блудники, разбойники или как этот мытарь». Фарисей в своей молитве не обращается с благодарностью Богу, а просто любуется самим собой. Мытарь же, не смея смотреть на небо из-за своей греховности, бил себя в грудь и из глубины сердца молился: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Когда они окончили молитву, мытарь был более оправдан Богом, чем фарисей. В конце притчи сказано, что всякий возносящий себя смирится, а смиряющий – вознесется. Через эту притчу Господь обращается к нам с вами, он ждет, чтобы мы пробудились от сна нечувствия и посмотрели в свою душу и сердце. Мытаря и фарисея можно рассмотреть как два разных устроения души человеческой, одно – приятное Богу смиренное сердце, а другое – противное Богу, гордое и надменное сердце. Устроение фарисея таково, что внешне он старается быть безупречным, хорошим, соблюдать все церковные предписания и обряды, и в этом нет ничего плохого, а даже похвально. Беда фарисея в том, что он делает все это напоказ, гордится своими добрыми делами, и самое страшное – он превозносится и осуждает ближних. За это гордое сердце он теряет свою награду и отпадает от Бога. Устроение мытаря такое, что он осознает свои грехи, свою внутреннюю нечистоту и плачет пред Богом, надеясь получить прощение не за какие-нибудь добрые дела и заслуги, но только в надежде на любовь и милость Божию.
Вот пред нами на примере притчи показаны страсть гордости фарисея и добродетель мытаря – смирение. Каждый день внутри нас идет война, когда мы гордимся, мним о себе много, осуждаем и оцениваем в сердце своем ближнего, – и мы проигрываем, а когда смиряемся ради Бога, то приобретаем победу. Живя в монастыре или в миру, мы, конечно, должны жить подвижнической жизнью: исполнять келейное правило, ходить на все уставные службы, причащаться, достойно нести свое послушание. Если мы все это делаем, как же нам избежать тщеславных мыслей фарисея в своем сердце: какой я молодец, как у меня все идет хорошо, исполняю правило, хожу на службу причащаюсь – так незаметно подкрадывается к нам мнение о себе, что мы что-то значим. Иной раз где-то в своем подсознании думаем, что если мы все это соблюдаем, то спасение нам обеспечено. Как же нам избежать таких мыслей? Святые отцы говорят, что всякое доброе дело или мысль приходят нам от Бога. Мы делаем добро не своими силами, но силой Божией: мы исполняем правило, ходим на службу, молимся, потому что Господь нам помогает. Стоит нам только присвоить это себе, мы теряем благодатную силу и помощь Божию, и нам становится очень тяжело, так как своими собственными силами ничего доброго сделать не можем.
Чтобы нам избежать гордости фарисея, будем бегать славы человеческой, а своими делами и поступками будем прославлять не себя самих, а Бога, будем помнить, что мы лишь инструмент в руках Божиих, через который, если он правильно настроен, проявляется Слава Божия, а мы только рабы неключимые. Как говорили еще древнегреческие философы и святые отцы, познай себя: познай, что ты ничто, ты глина, прах и пепел, червь, – только на этом основании познания себя, своей немощи, нищеты духовной, можно преуспеть в добродетели и обрести сердечную молитву. Такой пример духовной нищеты и самопознания дает нам молитва евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Дорогие братья, будем стараться избегать гордости фарисея и учиться смирению мытаря. Господь ждет от нас, чтобы мы отдали ему свое сердце. Будем искренни пред Ним. Если нас борет зло, греховные страсти, не будем унывать и отчаиваться. Господь ждет нашего покаяния, откроем пред ним свое сердце, веря в Его любовь и прощенье. Аминь.
Проповедь иеромонаха Севастиана (Кузнецова) в Неделю о мытаре и фарисее.
По материала сайта www.valaam.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3356-21-fevralya-nedelya-o-mytare-i-farisee-pamyat-velikomuchenika-feodora-stratilata#sigProGalleriaef16ce90cc