24 января. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Память святого преподобного Феодосия Великого.
23 января 2021 года, субботним вечером в канун 33 –й Недели по Пятидесятнице и в канун дня памяти святого преподобного Феодосия Великого - основоположника общинных монастырей, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в иерея Максима Картуесова, иерея Стефана Бойко и диакона Олега Машанова было совершено Всенощное Бдение.
На Полиелее, за Утреней, хором Храма и духовенством было пропето величание преподобному Феодосию:
«Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов».
За Евангельским чтением Воскресной Утрени был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 21, ст.15-25), повествующий о восстановлении апостола Петра в апостольском достоинстве, Господь также раскрывает Петру и то, какой смертью он умрёт. Также, в отрывке содержится предсказание о судьбе святого апостола Иоанна Богослова, он также удостоверяет своё авторство данного Евангелия.
По завершении чтения, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.
24 января 2021 года, в праздничный, воскресный день, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Божественную Литургию и Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Олеге Машанове.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Стефана Бойко при диаконе Олеге Машанове.
За Апостольским чтением на Богослужениях был зачитан отрывок из «Послания к Евреям святого апостола Павла» (Глава 4, стихи 07-13).
На Евангельском чтении читался отрывок их Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Матфея (Глава 04, стихи 12-17), повествующий о том, как начинается служение Иисуса. Он оставляет родной город Назарет и поселяется в Капернауме (Мф. 4:13). Именно в Капернауме, согласно Матфею, Иисус «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Проповедь Иисуса началась с призыва к покаянию.
На Сугубой ектение за Литургиями были вознесены особые прошения и Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
На запричастном стихе отец-настоятель обратился к верующим со словом проповеди.
По окончании Поздней Литургии перед иконой преподобного Феодосия Великого было пропето величание святому, был совершен Молебен.
Завершился Богослужебный день Уставной Панихидой.
***
Проповедь игумена Никона (Воробьева).
Слово в Неделю по Богоявлении.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? – к покаянию. «Покайтесь, – говорил Он, – ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4:17). Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того, чтобы он подготовил людей покаянием к принятию Его – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти на землю. Ибо нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Господа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.
Апостол говорит: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Кто следит за собой, тот может сказать искренно, от всего сердца, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами, – постоянно мы во грехах. Для того же, чтобы очистить себя от грехов, есть одно только средство – это веровать в Господа Иисуса Христа и обращаться к Нему от всего сердца с просьбой, молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях».
И за искреннее покаяние, когда человек сознает свои грехи, не оправдывается никакими обстоятельствами, а себя считает только виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что он своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, – когда это сознает человек и обратится с молитвой и с просьбой к Господу, тогда Господь прощает его.
Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит грех, каждый грех душе человеческой.
Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение, которые видели душу человеческую, – утверждают, что душа грешного человека вся изранена, вся находится в грязных пятнах, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. И есть только одно средство очистить душу – это искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умолять Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.
Вот и Сам Господь и Иоанн Предтеча, потом и Апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: прости меня, сознаю, что я виновен, грешен. И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.
Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне грешному».
Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как только искренним покаянием.
Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне грешному, прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое».
Аминь.
1963.
По материалам сайта www.georgievka.cerkov.ru.