18 января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
18 января 2021 года, в день навечерия праздника Богоявления ( Крещенский сочельник) в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма - иерея Максима Картуесова и диакона Олега Машанова были совершены: чинопоследование Царских часов перед Богоявлением, Великая Вечерня и Божественная Литургия святителя Василия Великого.
За чинопоследованием Царских часов, по завершении чтения Псалмов 1-го,3-го, 6-го и 9-го Часов, были прочитаны отрывки из книг Ветхого Завета (паремии), Апостола и Евангелий, посвященные празднику Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Далее, читались изобразительны. Великая Вечерня начала Литургию Василия Великого.
На Апостольском чтении был зачитан отрывок из « Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла» (Глава 9, ст.19-27), в котором апостол Павел рассказывает о залоге своего миссионерского успеха, суть этого залога выражена очень просто — «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». А чуть ранее апостол объясняет значение этих слов: в своей проповеди он никогда не отделял себя от тех, кому он проповедовал.
На Евангельском чтении читался отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Луки (Глава 3, стихи 1-18), содержащий рассказ о начале проповеди Иоанна Крестителя.
На Сугубой ектение за Богослужением возносились прошения о единстве Святого Православия и прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия, читалась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По совершении Таинства Причастия священнослужителями был совершен чин великого освящения воды.
При отпусте Литургии, посреди Храма, перед праздничной иконой и перед зажженной свечой отец-настоятель совершил славление праздника, были пропеты тропарь и кондак праздника Богоявления.
***
Сегодня преддверие Крещения Господня, и мы уже молимся о ниспослании Духа Божия на освящение этой святой воды. А напоминает нам этот обряд церковный те времена, когда Иоанн Креститель пришел и сказал людям: Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие…
В те времена люди, которые отвращались от неверия, суеверий и язычества и обращались к вере в Единого истинного Бога, в те времена, когда еще не было Новозаветного крещения, люди проходили священное омовение. Священники ветхозаветные омывали их в воде в знак того, что неверие, суеверия, язычество, заблуждения, грехи с них сходят и они становятся исповедниками веры в Единого истинного Господа. Такой был обычай, он соблюдался много веков. И вот однажды появился Иоанн Креститель и призвал не язычников, не неверующих, а людей, с детских лет наученных вере, призвал их идти и совершить священное омовение: так, как будто они были язычниками или неверующими, только что обратившимися. Поэтому не всем это понравилось, и некоторые люди, особенно книжники и фарисеи, возмущались этим, однако толпы народа шли к реке Иордан, чтобы исповедать перед Иоанном Крестителем, вернее перед Господом, свои грехи, и он омывал их.
Что же это значит? Это значит, что человек, который живет в вере, формально живет в вере, нуждается время от времени в том, чтобы ее оживить в своем сердце, воскресить ее — и прежде всего через покаяние. Потому что мы привыкли к тому, чему нас учит вера. Это становится для нас чем-то обычным, огонь погасает в сердце и, мы живем как язычники, хотя числимся среди верующих. И вот голос Крестителя обращается к нам: Проснитесь от духовной спячки, пробудитесь, встаньте, потому что приходит Господь к каждому, Царство Божие близко... Оно было близко тогда, потому что шел уже на проповедь Господь наш Иисус Христос. Но для нас оно близко, потому что Он уже здесь, среди нас, пришел, и как можем мы быть привычными, холодными, унылыми, равнодушными перед лицом Его спасающей святыни. И все вы знаете хорошо, как вяло теплится молитва, как все в нашем сердце становится холодным, однообразным, серым, будничным. Пепел, холодный пепел покрыл огонь веры.
И поэтому святая Церковь, как некогда Иоанн Креститель, призывает нас всех: проснитесь, опомнитесь, покайтесь, придите начать новую жизнь. Вот, в знак этого мы освящаем воду, которую Дух Божий животворит, воду освящения и покаяния. В знак этого Господь дает нам таинство покаяния, которое есть как бы новое крещение, постоянно повторяющееся, чтоб мы не засыпали в греховном сне, чтобы мы могли время от времени оглянуться назад, взвесить на весах правды Божией свою короткую жизнь и сказать: Господи, мы недостойны называться именем христиан, мы приходим к Тебе вновь как язычники, мы вновь обращаемся к Тебе: оживи наши души, пошли в нас Духа Твоего Святаго, Который нас поднимет, и пусть животворящая Его сила осенит нашу жизнь подобно тому, как она осеняет сегодня воду, ту воду, которая означает жизнь, жизнь земную и жизнь вечную, Богом созданную и Богом освященную. Аминь.
Проповедь протоиерея Александра Меня в Крещенский сочельник 18 января 1987 года.
По материалам сайта www.odinblago.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3326-dfhghdgsdgfdgf#sigProGalleria3ceb28b5de