Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви.
«Нет другого имени под небом, данного человекам,
которым надлежало бы нам спастись»
(Деян. 4, 12).
Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова с пожеланием духовной радости о пришедшем в мир Спасителе.
Люди любят все новое и так старательно ищут его, потому что, по мысли святителя Феофана (Говорова), внутренне стремятся преобразиться в нового человека, «созданного по Богу в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). В этом и заключается наше предназначение. Но мы должны помнить, что сотворение заново человеческой природы, очищение ее от греха произошло в воплощении Бога Слова, когда Бог стал подобным нам Человеком во всем, кроме греха.
Богомладенец родился в Вифлееме, чтобы спасти человека, дать людям возможность и силы выполнить всеобъемлющее требование праведности — заповедь о любви к Богу и ближним (см. Мк. 12, 33). До Христа никто из людей не был способен исполнить все предписания Моисеева закона, а это значит, что все подпадали под его осуждение. Бессилие человека в достижении спасения во времена Ветхого Завета должно было поддерживать в нем ожидание грядущего Спасителя, веру и надежду на Его пришествие. Но человеческая самонадеянность избрала иной путь. Безблагодатные толковники извращали сущность полученных от Бога заповедей, привнося в них человеческие измышления: связывая «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23, 4). Господь не сотворил смерти и утверждает: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11), а ветхое благочестие видело в Боге лишь обезличенный принцип возмездия за нарушение Его законов.
В Своем воплощении Бог открылся как Личность, бесконечно любящая Свое творение и готовая на собственные жертвы ради спасения человека. Христос неоднократно говорил, что пришел исполнить закон (см. Мф. 5, 17). И Он полностью исполнил его из сыновней любви к Богу Отцу совершенным послушанием Его воле «даже до смерти» (Фил. 2, 8). При этом по отношению к людям Он проявлял милосердие. Христос не осудил даже явно согрешившую женщину, как бы ее обличители ни вынуждали Его вынести смертный приговор (Ин. 8, 3—11). Указывая на ложность пути, по которому вели свой народ иудейские ревнители закона, Господь говорит им: «Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15, 6). Даже таинство Брака, установленное еще в Эдеме, подверглось человеческой «правке», допускающей его расторжение (см. Мк. 10, 2—9).
Своим рождением Господь заново вдохнул «дыхание жизни» (Быт. 2, 7) в человеческий род. Он научил человечество ценностям подлинно христианского гуманизма, объясняя, что значит, «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6; Мф.9, 13). Христос не только научил, но и дал Своим последователям благодатные силы исполнить заповедь о евангельской любви. Слово Его учения, преисполненное Духом, «было со властью» (Лк. 4, 32), способной произвести в Его последователях стократный плод к жизни вечной.
Сегодня «милость и суд» (Пс. 100, 1) входят в наш мир рождением в нем Сына Божия. И праведный Симеон, указывая на Богомладенца, предупреждает все человечество: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2; 34). Дабы не уподобиться осужденным книжникам и фарисеям, потрудимся духовно приготовиться к празднику Рождества Христова и принести Ему в дар наше внутреннее обновление во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Божия. Постараемся не злословить, не осуждать ближнего, а предать его всеведению Господа (см. Рим. 14, 4). Святитель Феофан призывает встретить пришедшего в мир Спасителя «вместе с пастырями желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерью — благоговейным успокоением в Нем, вместе с волхвами — охотным шествием вслед Его, вместе с ангелами — благодарным славословием Ему». Благодарное славословие Богу каждодневно приносит Церковь Христова, и всякий, благоговейно присутствуя за церковным богослужением, напитывается благодатью Святого Духа, чтобы идти ко спасению.
В наши дни общего для человечества испытания обратимся ко Христу и Его Пречистой Матери с усиленными молитвами об исцелении от духовной индифферентности и равнодушия к чужой беде. Пандемия унесла жизни многих людей, в их числе немало мирян и монашествующих, священнослужителей и иерархов Церкви. Большинство из них прошли тяжелые годы испытаний в сталинские и хрущевские годы гонений. И в то время они сохранили веру. Важно и нам не забыть Бога, не охладеть в вере, несмотря на все трудности и соблазны идти путем Христовым, чаще приступать к Чаше Господней и соединяться с Ним через молитву и причащение Его Тела и Крови. Ведь во Христе заключена вся полнота блаженной жизни. «Успокойтесь же насчет своего спасения в Нем, и в Нем едином, — призывает святитель Феофан. — Не ищите ничего другого».
Пусть же радость о родившемся Господе и Его благословенный мир почиют на каждой семье и на всем нашем богоспасаемом народе!
Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!
Смиренный Митрополит Калужский и Боровский Климент.
Рождество Христово.
25 декабря 2020 / 7 января 2021 года.
град Калуга.