Prev Next

Великая Вечерня и Божественная Литургия святителя Василия Великого были совершены в Никитском Храме г. Калуги в Рождественский Сочельник.

06 января 2021 года, в навечерие праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник), в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги были совершены Великая Вечерня и Божественная Литургия святителя Василия Великого. Служение возглавил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили клирики Храма-иерей Максим Картуесов, иерей Олег Плешаков и диакон Олег Машанов.

На Апостольском чтении за Литургией читался отрывок из «Послания святого апостола Павла к Евреям» (Глава 01, стихи 1-12), в котором  апостол Павел говорит нам об Иисусе как о главном Откровении Бога о Самом Себе, которое получило человечество.

За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола и евангелиста Луки  (Глава 02,ст.1-20), содержащий историю рождения Господа нашего Иисуса Христа.

 

На Сугубой ектение за Богослужением возносились прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия, прошения о Единстве Святого Православия. Была вознесена Молитва, во  время распространения вредоносного поветрия чтомая.

На заупокойной ектение поминался приснопамятный архимандрит Донат (Петенков)-настоятель Храма в честь святых Жен-мироносиц г. Калуги. Сегодня исполнилось 40 дней со дня его кончины.

По окончании Литургии, в центре Храма, перед зажженной свечой, было совершено славление наступающему празднику Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Хор Храма и духовенство, во главе с отцом-настоятелем пропели тропарь и кондак праздника.

***

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Отцы, братья и сестры!

 

 Сегодня, в канун праздника Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна — Бог явился во плоти.

 Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога. Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий». И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме».

 

 Грядущая Рождественская ночь возвестила всему миру избавление от смерти. Так как «сидящие во тьме» означает людей, не имеющих в себе благодати Святаго Духа, то есть мертвых душею. И Святая Христова Церковь благодарно воспевает: «Рождество Твое Христе Боже наш возсия мирови Свет Разума (то есть Свет Умный)». И вот снова Церковь призывает нас: «Потщимся спешно приити в Вифлеем на поклонении Его с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары». Подобно восточным мудрецам сегодня и мы должны совершить поклонение Младенцу Христу, и принести Ему дары. Тогда волхвы принесли к ногам Спасителя: злато, ливан и смирну. Песнопевцы церковные недоумевают воспевая: «Что тебе принесем Христе, яко явился еси на земли?». Все сотворенное Тобою благодарение Тебе по силе приносит. От всего рода человеческого Христу приносится благоуханный дар - Дева Богородица.

 

 Отцы, братия и сестры! В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото — как Царю, ливан, благовония — как Богу, смирну — как человеку, готовящемуся к смерти и погребению. Почему же мы должны принести плоды изряднейших деяний? Потому, что наше служению Богу по мысли преподобного Максима Исповедника — есть попечение о чистоте собственной души. И пророк Давид говорит: «Жертва Богу — дух сокрушен ...» Действительно, что мы имеем такого, что не приняли бы от Бога? Единственное, что поистине является нашим — это произволение сердца. И Господь говорит: «Сыне даждь ми твое сердце». И вот в этот Святый День Церковь напоминает нам о наших важнейших или, так называемых, изряднейших деяниях, которые одни только и могут приносить плод угодный Богу. Чтобы мы ни делали, чем бы не занимались, если перестанем нести подвиг внимательной заботы о собственной душе, то никто нам не сможет помочь. Даже если весь мир будет за нас молиться, а мы будем нерадеть о том, что происходит в нашей душе, не будет нам пользы. Ибо сказано: «вся бо может молитва праведного споспешествуема».

 Как трудно порой исправлять себя, молиться о себе, о своих грехах. И как легко мы спешим исправлять окружающий нас мир. И как вдохновенно и по-многу мы молимся о близких. Как часто пребываем мы в отчаянной тревоге о спасении родственников. Как будто наше спасение уже совершилось, либо оно нас уже не волнует. Не осознаем слова диакона: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Как часто и даже навязчиво спешим мы творить людям «добро», забывая о словах Спасителя: «Изми первее бревно из очесе твоего». Сказано в псалтири: «Уклонися от зла и сотвори благо». Как часто обвиняем других в своих болезнях и скорбных обстоятельствах. Нам порой кажется, что наши добродетели измеряются суетой и многозаботливостью. И мы мало-по-малу начинаем кичиться и тщеславиться, гневаться и раздражаться.

 

 А как же кротость и смирение, сердце сокрушенно? Разве не надо нам более сокрушаться о грехах и вспоминать час смертный и Страшный Суд? Разве не надо нам более быть внимательными к себе, и опасаться греховного падения? Ведь мы с вами знаем, что нет в этом мире ничего ценнее одной человеческой души. И человек — храм Божий, который нужно содержать в чистоте. А мы забываем об этом и допускаем в свое сердце ложь, лицемерие, человекоугодие и дерзость, сами не замечая того, так как увлечены «доброделанием», по гордости самостоятельно определяя основы своего бытия. Кто-то зарабатывает на жизнь на очень трудоемкой работе, кто-то пишет книгу или ведет дневник, кто-то поет в церковном хоре, кто-то занимается наукой или преподает, кто-то занимается благотворительностью или миссионерством, кто-то посвятил себя борьбе с врагами Церкви и народа. И вот уже у нас нет времени остаться наедине с собой, с Богом, подумать о душе, некогда помолиться, или даже поисповедаться. И вот Святая Церковь снова и снова напоминает нам о наших обязанностях в служении Богу. Верующий должен сказать себе: «Почему меня так волнуют судьбы мира? Почему не опасаюсь за свою душу? С какой целью я думаю о том-то, делаю то или это, говорю или спрашиваю кого-то? Не буду интересоваться людскими делами, чтобы не осуждать. Мне должно быть безразлично, что о мне подумают или скажут люди, так как для меня важно каков я в очах Божиих. Мне не интересно мое будущее и не буду страшиться его, так как оно в руках Божиих, и зависит оно от того, что я делаю сейчас. Не буду печалиться о прошлом, так как во всем раскаялся пред Богом, и Он загладит мои грехи и ошибки. Моя жизнь целиком принадлежит Промыслу Божию и от Него зависит мое благополучие».

 

 И так, братья и сестры, постараемся принести Богу в дар смирение — когда все доброе в нас приписываем Ему, а грехи — только себе. Всех оправдывая (ибо человек изменчив по произволению), а себя осуждая. Послужим Богу в делах покаяния.

 Волхвы принесли злато Царю — мы будем исполнять Царские повеления — заповеди Христовы. Волхвы принесли благовония Богу — мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры, будем пребывать храме и в молитвах и чтении Слова Божия, принесем также пост и всенощное бдение. Волхвы принесли Ему смирну для погребения — мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас. Принесем ему исповедание грехов и причащение Таин Христовых, так как благодаря Его Жертве Крестной получаем прощение и освящение, и избежим будущего гнева.

 

 Братья и сестры! Не полагаясь на свои силы, осознав свое ничтожество обратим свой взор к Богу, и, не смотря на все плохое, что нас окружает, постараемся подражать ангелам, которые бесстрастно не принимают ни какой тьмы, а выбирают только то, что наполнено Светом.

 Смиренно склонимся пред своим крестом. Не будем судить и роптать. Будем верить во свое спасение и всеми силами желать его. И тогда найдем великое утешение в этой жизни, а в будущей обретем Царство Небесное. Аминь.

Иеромонах Варнава (Лосев). Проповедь в навечерие Рождества Христова.

По материалам сайта www.ilynka.prihod.ru.

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте