В канун гражданского новолетия в Никитском Храме г. Калуги было совершено Молебное пение на начало Нового года.
31 декабря 2020 года, в канун наступления гражданского новолетия, по окончании Полиелейного Вечернего Богослужения, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги клириками Храма – иереем Олегом Плешаковым при диаконе Олеге Машанове у пребывающих в Храме святынь: ковчега с копией Честных Даров Волхвов и иконой и ковчегом святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, было совершено Молебное пение на начало Нового года.
За Молебном были пропеты Уставные многолетия, совершено чинопоследование новогоднего Молебна, в завершении которого была зачитана Молитва, прихожане подходили ко Кресту, поклонились святыням.
***
ДЛЯ ЧЕГО МЫ СЛУЖИМ МОЛЕБЕН ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГО ГОДА?
Протоиерей Димитрий Галкин.
Слово перед молебном на начало нового года 31 декабря 2015 г.
Сейчас мы будем совершать молебен перед началом нового года. Это гражданский праздник, который имеет очень давнюю историю. Традиция праздновать новый год именно 1-го января восходит еще к временам императора Юлия Цезаря. При Юлии Цезаре в Римской Империи была совершена календарная реформа. Советником и осуществителем этой реформы был александрийский астроном Созиген. При Юлии Цезаре было установлено начинать новый год именно 1-го января. Это было неслучайно, поскольку именно на 1-е января приходилось празднование в честь языческого бога Януса. Мы с вами знаем о «двуликом Янусе». «Двуликий» на значит «двуличный». Янус имел действительно два лица: одно — молодое — было обращено в будущее, а второе — пожилое — смотрело в прошлое. Таким образом, день празднования этого языческого божества имел весьма глубокую символическую нагрузку. В этот день, согласно этой мифологии прошлое и будущее сходились вместе в личности Януса.
Такой символизм, как ни странно, приложим и к христианскому благочестию. Сегодня, в преддверии наступающего года, мы с вами призваны оглянуться и посмотреть назад в прошлое. Но если римляне смотрели в прошлое просто критично, то мы имеем возможность посмотреть на наше прошлое покаянно, а покаяние таит в себе возможность исправления. Мы должны задуматься о том, что было в прошедшем году в нашей жизни, в нашем подвиге неправильного, что достойно исправления, покаяния. С другой стороны, мы призваны взглянуть в будущее, конечно же, с надеждой, поскольку будущее без надежды невыносимо, без надежды жить нельзя.
Но вместе с тем мы не случайно собрались для того, чтобы перед началом года совершить молебен. За этим, казалось бы, простым богослужебным действием скрывается целая философия, которая характеризует христианское отношение к миру и времени. Мы, христиане, прекрасно понимаем, что мир не самобытен, что в мире действует промысел Божий, порой этот промысел является явным, порой он прикровенен и для нас почти незаметен, но, тем не менее, он действует, потому что именно Бог является Господином истории. Как об этом говорит Священное Писание, «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие; аще Господь не сохранит град, всуе бе стрегий». И в Евангелии от Иоанна Евангелист Иоанн приводит замечательную фразу Господа Иисуса Христа: «Без Мене не можете творити ничесоже». В этом и раскрывается наше творческое отношение к жизни. Созидательные силы мы черпаем именно в Боге. Поэтому сейчас мы будем служить молебен, который по своей сути является испрашиванием благословения на наступающий год. Мы будем испрашивать у Господа Бога силы, для того чтобы совершать наши труды и начинания, которые предстоят каждому из нас. И вместе с тем как относиться к тому, что совершается в нашей жизни? С этого амвона уже неоднократно звучало правило, которое было сформулировано одним из святых: когда начинаешь какое-то дело, трудись так, словно успех этого дела зависит только от тебя, но молись таким образом, словно успех этого дела зависит только от Бога. Наверное, это является подлинно христианским отношением к жизни.
Поэтому давайте помолимся о том, чтобы Господь ниспослал нам помощь, в которой мы все так нуждаемся. Помощь идти по жизни, помощь творчески относиться к жизни, помощь в созидании наших семей, помощь в благочестии, помощь в покаянии, чтобы вера наша в предстоящем году не оскудела, а напротив, укрепилась и умножилась, чтобы мы сумели приобрести какой-то дополнительный, особо ценный жизненный опыт. А самое главное, мы будем просить тихого и безмятежного жития. Что такое тихое и безмятежное житие? Казалось бы, это так скучно. На самом деле – это великий Божией дар, потому что, в действительности, мир всуе мятется, мир очень нестабилен, мы не знаем, что несет нам приходящий год. Но вместе с тем будем молиться о том, чтобы Господь этот мир сохранял, несмотря на всю его хрупкость, в равновесии, в созидании и в целостности.
По материалам сайта www.imonspb.ru.