В Никитском Храме г. Калуги почтили память священномученика Августина (Беляева) и с ним в годы гонений в земле Калужской пострадавших.
23 ноября Православная Церковь вспоминает священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского и Боровского, и с ним иерея Иоанна (Скадовского), преподобномученика Иоанникия (Дмитриева), архимандрита, и преподобномученика Серафима (Гущина), мучеников Алексия (Горбачева), Аполлона (Бабичева), Михаила (Арефьева), расстрелянных в 1937 году.
22 ноября 2020 года, воскресным вечером, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы ( Никитском) г. Калуги настоятелем Храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма-иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов , пшеницы, вина и елея.
На Полиелее, на Утрене, хор и священнослужители пропели Величание священномученику Августину:
«Величаем тя, священномучениче Августине, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.».
По окончании чтения Святого Евангелия, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем, раздавался освященный за Литией хлеб.
23 ноября 2020 года, в сам праздничный день, в Храме настоятелем Храма в честь Преображения Господня села Спас-Суходрев Малоярославецкого района -иереем Иоанном Игнахиным была совершена Божественная Литургия, по окончании которой был отслужен Молебен у принесенной в центр Храма и положенной на центральный аналой иконой священномученика Августина Калужского и затем, уже на улице , в сквере в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, у Креста, установленного в память о священнослужителях, убиенных за веру Христову, была совершена ,традиционно совершаемая в этот день, Панихида о священнослужителях и мирянах, пострадавших в годы гонений на Церковь.
***
Митрополит Климент о святых, в земле Калужской просиявших.
Мученичество за Христа – это особый вид святости. Как для мучеников древней Церкви, так и для новомучеников принять смерть за Христа это то высшее, что они могут иметь на земле. Не все способны на такой подвиг, даже среди священнослужителей. О чем свидетельствуют события после революции. Мы имеем десятки тысяч священнослужителей и монашествующих замученных или репрессированных в советские годы, но были и такие, которые во время гонений не смогли нести Крест мученичества. Они не отрекались от Христа, не вступали в партию, а, сохраняя религиозную жизнь у себя дома и не нарушая данных ими обетов, жили простой жизнью.
Подвиг мученичества требует особой веры, которая ставит Христа выше всего на земле, даже своей жизни. Когда человек осознанно готов перенести любые испытания и даже смерть, но не откажется от Бога, от проповеди Евангелия. В подвиге мучеников мы видим пример верности Христу, пример постоянной устремленности к Нему, и, даже, «жажды» постоянно быть с Ним. Есть такое понимание, что христианин должен ставить Бога на первое место в своей жизни. Но этого не достаточно, потому что Бог должен занимать в жизни человека не какое-то место среди прочих его обязанностей, а человек должен отдать всего себя полностью, целиком и без остатка Богу. У человека должна быть постоянная направленность ко Христу, постоянная связь с Ним. Каждый христианин должен жить так, чтобы свет Евангелия через его жизнь светил пред людьми, и они видели «добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5, 16). Новомученики своим подвигом явили постоянность любви и устремленности к Богу. Их пример важен для нас и тем, что они являются нашими современниками, жили в близкое для нас время, и мы, глядя на их жизнь и кончину, можем подражать им в вере, верности Богу и постоянной жизненной направленности к Богу.
В Калужской епархии в годы гонений пострадало много священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Часть из них уже прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Калужанами особенно почитаются священномученики Августин (Беляев), Павлин (Крошечкин), священномученик Иоанн пресвитер (Сперанский), преподобномученики Исаакий (Бобраков), Иоанникий (Дмитриев), Серафим (Гущин), мученики Алексий (Горбачев), Аполлон (Бабичев) и Михаил (Арефьев), исповедники Рафаил (Шейченко) и Георгий (Лавров).
Священномученики Августин (Беляев) и Павлин (Крошечкин) были Калужскими архипастырями и ревностно служили Богу. Ни аресты, ни тюремные заключения не смогли их заставить оставить служение Церкви. Оба они были расстреляны в 1937 г.
Преподобномученик Исаакий (Бобриков) - являлся последним настоятелем Оптиной Пустыни перед ее закрытием. Ему пришлось возглавлять монастырь в тяжелейшее в истории Оптиной время: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., открытые гонения на Церковь и закрытие прославленной обители. Он мужественно переносил все скорби с твердой верой в Бога. Власти многократно предлагали ему уехать из окрестностей Козельска, на что Оптинский старец говорил: «От креста своего не побегу". После нескольких арестов он был расстрелян в Тульской области в декабре 1937 г.
Преподобноисповедник Георгий (Лавров) принял монашество в Оптиной пустыни. С 1915 по 1918 годы был наместником Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В декабре 1918 г. его арестовали, и он был приговорен к расстрелу, но затем был амнистирован. После освобождения, получив от митрополита Кирилла (Смирнова) благословение на старчество, проживал в Даниловском монастыре в Москве. В 1928 г. был снова арестован и сослан на три года в Казахстан. Последние годы своей жизни провел в Нижнем Новгороде.
Священномученики Иоанникий (Дмитриев) и Иоанн (Сперанский) были священниками Калужских храмов. Мученики Алексий (Горбачев) и Аполлон (Бабичев) служили псаломщиками в храмах Калужской епархии. Мученик Михаил (Арефьев) являлся членом церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге. Все они были арестованы вместе с архиепископом Калужским Августином (Беляевым) по сфабрикованному делу и расстреляны в 1937 г.
Отрывки из интервью митрополита Калужского и Боровского Климента молодёжному интернет - журналу МГУ «Татьянин день».