22 ноября. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Память святой преподобной Матроны Константинопольской. День тезоименитства святой блаженной старицы Матроны Московской.
22 ноября Церковь празднует память святой преподобной Матроны Константинопольской и вспоминает святую блаженную старицу Матрону Московскую, чьей небесной покровительницей и являлась эта святая.
21 ноября 2020 года, в субботу, в канун 24- й Недели по Пятидесятнице, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Вечернее Богослужение возглавил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин, ему сослужил клирик Храма-иерей Максим Картуесов.
На Полиелее хор Храма и священнослужители пропели Величание блаженной старице Матроне: «Велича́ем тя, / свята́я пра́ведная ста́рице Матро́но, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего».
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Марка (Глава 16, ст.1-8), рассказывающий о явлении Ангела Женам-Мироносицам, ученицам Христа, в Его гробе. По завершении, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем, раздавался освященный за Литией хлеб.
22 ноября 2020 года, в воскресный день, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов. По совершении Таинства Причастия, отец Максим поздравил верующих с праздником, причастников- с принятием Святых Христовых Таин, и произнёс проповедь на тему воскресного евангельского отрывка Недели 24-й по Пятидесятнице.
Позднюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду совершил протоиерей Алексий Пелевин.
На Апостольском чтении за Богослужениями читался отрывок из «Послания к Ефесянам святого апостола Павла» (Глава 2,ст.14-22), в котором апостол пишет о Господе Иисусе Христе, что «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду». Он упразднил «вражду Плотию Своею, а законы заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
За Евангельским чтением зачитывался отрывок из Святого Евангелия от святого славного, всехвального апостола евангелиста Луки ( Глава 8,ст.41-56), рассказывающий о совершенном Господом Иисусом Христом чуде воскрешения дочери Иаира- начальника синагоги и об исцелении Христом кровоточивой женщины.
На Сугубой ектение на Литургиях возносились особые прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия, была прочитана Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По окончании Позднего Богослужения Отец настоятель совершил Молебен перед иконой и ковчегом с частицей мощей блаженной старицы Матроны, постоянно пребывающим в нашем Храме, была прочитана Молитва и пропето Величание святой, после чего отец Алексий обратился к прихожанам со словом проповеди.
***
Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой жены.
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о воскресении дочери начальника синагоги Иаира и о исцелении кровоточивой женщины.
«Казалось бы, одно из событий совершенно проходящее, но как мы с вами знаем, в Евангелии просто так ни о чем не рассказывается. Сегодняшнее чтение служит опорой для тех, кто сомневается в вере и не желает доверять себя Богу.
Ко Христу подходит начальник синагоги, архисинагог Иаир. Синагоги были широко распространены по территории Римской империи еще задолго до пришествия Спасителя. Все мы с вами знаем, что богослужения в Ветхом Завете совершались лишь в Иерусалимском храме, а каждую субботу Иудеи собирались в синагогах — местах молитвенного собрания для того, чтобы прочесть священное писание — Тору и почтить особым образом день субботний. Для того, чтобы стать начальником синагоги, человек должен был пройти долгий путь, завоевать авторитет у своих единоверцев.
С точки зрения людей того времени, Иаир — человек почитаемый, уважаемый, а Христос, как мы все с вами знаем, почитался не всеми. Многие относились к Нему как к непонятному пророку, считали Его бродягой. Когда Иаир подошел к Господу и пал на землю и попросил у Христа помощи. Князь иудейский, при этом, очень сильно рисковал, так как он мог потерять авторитет и свою уважаемую и хорошо оплачиваемую работу. Но Иаир настолько любил свою дочь, лежавшую на смертном одре, что не обращает внимания на предрассудки. Он просто обращается к Богу.
Что происходит дальше?
Ко Христу подошел сначала Иаир, который двенадцать лет до этого жил прекрасно: он был уважаем всеми людьми, у него росла любимая дочка. Когда Иисус идет к Иаиру, чтобы исцелить его дочь, к Нему обращается женщина, которая на протяжении этих двенадцати лет наоборот страдала.
Мы видим примеры человека, который на протяжении этого времени находился в благоденствии и женщины, которая страдала все эти двенадцать лет. Господь указывает нам, что есть люди, которые много лет могут страдать, прежде чем увидятся с Ним.
Когда Иаир, переживая, ждет Христа в своем доме, какая-то женщина, вдруг, останавливает всю процессию: женщина подходит сзади ко Христу и касается только края риз Его, вот какой пример искренней и настоящий веры приводит Евангелие.
Что такое для кровоточивой женщины Ветхого Завета — выйти из дома?
В десятой главе книги Левита описывается, что женщина, которая истекает кровью, должна сидеть дома, ведь если она кого-то коснется — тот человек будет осквернен и ему будет требоваться очищение.
Чем рискует эта женщина?
Если Иаир рискует только своим положением, она подвергает риску собственную жизнь, она подходит ко Христу, пробираясь сквозь толпу, то есть с точки зрения Моисеева закона, женщина оскверняет по пути большое количество людей и за это они имеют право забросать ее камнями.
Это Евангелие не только о вере, но и о том, что бывает, когда люди забывают о живом человеке и руководствуются какими-то инструкциями. Могу ли я спасти человека или я должен думать, что я отвечу прокурору? Евангелие именно об этом: когда человек встречается с Богом и желает исцелиться — Христос исцеляет этого человека.
Почему Господь перед всей толпой спрашивает кто прикоснулся к нему?
Это происходит потому, что Он хочет убедиться в том, что женщина, действительно, имеет веру, в том, что она готова быть исповедницей и мученицей за Него. И женщина перед всеми исповедует, что она двенадцать лет пытается вылечиться, отдала все свое имение врачам. Многие люди, пытаясь излечиться, теряют большое количество денег, но не получают желаемого результата, поскольку пока человек не обратится к Богу, он ни за какие средства не сможет излечиться. Несмотря на все это, она идет ко Христу и касается Его одежд.
Исповедовав веру во Христа и не побоявшись смерти, женщина получает исцеление. Иисус говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Ср Лк., 39 зач., VIII, 48). То есть, никто тебя не тронет, никто не побьет камнями.
Что в это время делает Иаир?
Вот, представьте себе: вы ожидаете от кого-то помощи. Вы подошли к человеку, на которого вы решили опереться, доверились ему и вдруг, он от вас отвлекается и тут же все внимание обращает на кого-то другого. Как часто мы, обращаясь к Богу, тут же отвлекаемся и переключаемся на что-то другое или требуя что-то от Господа не ожидаем Его ответа нам. И после этого всего начинаем жаловаться на жизнь: «Христос нас не любит», «Бог нам не помогает» и начнём слушать людей, которые не верят в Бога, говорят: «Зачем вы верите Христу? Лучше почитайте гороскопы, обратитесь к колдунам». Так вот Иаир, являет нам такую веру, что даже услышав страшную весть о том, что его любимая дочка умерла, продолжает стоять около Господа. Христос, видя его веру, подтверждает ему: «Не бойся, только веруй» (Ср Лк., 39 зач., VIII, 50). Обычно, такие слова «не бойся» говорятся людям в исключительных случаях, например, перед прыжком с парашюта. Человек этот еще не знает, чего ему бояться, но когда это случится, он понимает, что дело-то серьезное и что без Бога можно погибнуть.
Иаир, действительно, исповедует настоящую веру и не теряет своего доверия ко Христу, а самое главное, не теряет самоотвержения. Как мы часто с вами говорим, что вера — это не просто констатация факта, что есть Бог. Это даже не просто доверие Господу, что очень важно, но самое главное — это отдача всего себя Христу, как это сделала кровоточивая жена, не побоявшись смерти и побития камнями, как это делает Иаир, доверившись Господу полностью и даже, зная, что дочка его умерла, он полностью вверяет себя Христу и вместе с Ним идет в свой дом. В это время в доме уже находились «профессиональные плакальщицы». Христос просит их выйти, утверждая, что девочка не умерла, она просто спит.
Почему Господь так говорит?
Прежде всего — это период, когда Христос явно свои чудеса не являет, Он старается сохранить в тайне, что Он Миссия, потому что знает: время Его страданий не пришло. Поэтому, желая помочь именно этому человеку, Христос просит выйти всех лишних людей, для которых смерть человека — это шоу и которые совершенно не веруют в Бога. Берет с собой только маму с папой девочки и трех своих учеников: Иоанна, Петра и Иакова, то есть самых ближайших учеников, которые видели самые важные моменты в жизни Христа. Это указывает на то, что случай воскресения — это особое чудо. Когда рядом с девицей остались только люди, верящие Господу, Он совершает чудо.
Это прекрасный урок для нас, браться и сестры. Когда нам тяжело и кажется, что мир вокруг нас рушится, мы можем обратиться к Богу и Он нас не оставит. Христос свои слова на ветер не бросает, если мы доверились Господу, то и Он нас не оставит. Поэтому будем помнить о вере Иаира и кровоточивой женщины, каждый из которых, не потерял веры в Бога.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов.
Храм святителя Луки Крымского.
По материалам сайта www.1-st.luka.ru.