В день праздника Воздвижения Креста Господня в Никитском Храме г.Калуги были совершены праздничные Богослужения.
27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый непереходящий праздник.
В Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги в этот праздничный, воскресный день были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию, праздничный Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин.
Вместо «Заповедей блаженств» («Блаженны») перед входом с Евангелием, исполнялся тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя…», вместо пения «Трисвятого», предваряющего чтение «Апостола», хор Храма исполнил тропарь на поклонении Кресту «Кресту твоему поклоняемся, Владыко…».
На Апостольском чтении за Богослужениями был зачитан отрывок из «Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам» (Глава 1,ст.18-24), де наиболее показано все значение Креста для нас.
За Евангельским чтением читался отрывок из Святого Евангелия от святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 19, ст.6-11,ст.13-20,ст.25-35), повествование о распятии Христовом, но такое, где особенно выдвигается Крест с той дощечкой, которая найдена была с ним, и с копьем, которому поклонялись вместе с Крестом в древности на Воздвижение.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия, прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине, читалась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
Перед совершением Таинства Причастия на Поздней Божественной Литургии, на запричастном стихе, отец Алексий обратился к верующим со словом проповеди, поздравил с праздником.
По совершении Таинства Причастия за Поздним Богослужением были совершены праздничный Молебен перед принесенным накануне из Алтаря на центральный аналой и празднично украшенным Крестом и уставная Панихида.
***
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста.
«Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва», – так воспеваем мы, Христовы чада, прославляя Крест Христов.
От века предопределил Творец и Промыслитель Крестом спасти падшее человечество от силы вражией, спасти Крестом чрез распятие на нем Единородного Сына Божия. «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть», – вдохновенно восклицал св. пророк Давид. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так подобает и Сыну Человеческому вознестися, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», – сказал Господь наш Иисус Христос Никодиму.
Все христиане, если верны они Христу, почитают Крест, со вниманием и благоговением себя ограждают крестным знамением, и на своей груди носят крест в знак того, что мы Божии чада, сыны Света.
Правда, иные христиане не носят креста. Почему? Одни по забвению, другие по легкомыслию, но есть и такие, которые отвергают Крест. Так, именующие себя «евангельскими христианами» отвергают Крест. Да и не одни они: многие протестантские секты отреклись от Креста.
«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Побитый Крестом, враг нашего спасения возненавидел Крест и эту ненависть ко Кресту сохраняет и поныне. Он и слуги его боятся Креста.
Стало быть, кто внушает сектантам, протестантам разных толков, избегать Креста? – дьявол. Под его влиянием находятся все, отвергающие Крест. На это нам возражают: да, но посмотрите, как сектанты и протестанты знают св. Писание, как любят они его читать и учить! Да, но ведь и демон знает св. Писание, знает его еще лучше... Он и верует, и, все же, остается носителем зла, противником Божиим. Недостаточно знать слово Божие и говорить: «я верую – я спасен». Вне Креста – нет спасения. А враг внушает: оставь Церковь, не слушай Ее, прислушивайся лишь к голосу твоей личной совести, живи по-своему – только веруй...
Крест Христов – это жертвенник, на котором была принесена всемирная искупительная Жертва. Крест это свидетель любви Божией к человеку. Крест это видимое выражение нашей веры, веры христианина. Под этим знаменем воины равноап. Константина одержали блестящую победу над гонителями Христа и Его Церкви. Под этим знаменем и мы ведем борьбу за Христа, борьбу против супостатов и против греха, в нас гнездящегося.
В св. Писании говорится, что перед вторым пришествием Сына Божия явится на небе знамение Креста и верующие в Него возрадуются, а отвергающие Крест – восплачутся и возрыдают.
Но почему христиане, почитающие Крест, терпят ныне поражения? Да потому, что забыли свое знамя Крест; нося крест на груди, осквернили его небрежным маханием рукой и топчут в грязь, совершая дела греха, гордыни и злобы. Мы должны высоко поднять знамя победы – Крест Христов – и освятить им всю нашу жизнь. На этом знамени запечатлены слова: любовь – смирение – послушание Творцу и Промыслителю нашему.
Благоговейно осеняя себя крестным знаменем и лобызая Крест, не перестанем воспевать: «Непобедимая, непостижимая и божественная сила Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас». Аминь.
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского).
По материалам сайта www.azbyka.ru.