30 августа. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Память священномученика Мирона Кизического.
29 августа 2020 года, в субботу вечером, в канун 12- й Недели по Пятидесятнице, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершено Всенощное Бдение.
30 августа 2020 года, в сам праздничный день, были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма - протоиерей Алексий Пелевин.
На Апостольском чтении был зачитан отрывок из «Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла» (Глава 15, ст.1-11).
За Евангельским чтением на Богослужениях читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и
евангелиста Матфея (Глава 19, ст.16-26), повествующий о беседе Господа Иисуса Христа с богатым человеком, обратившимся к Нему с вопросом «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?».
На Сугубой ектение на Литургиях возносились особые прошения о мире на Украине и единстве Святого Православия, прошения. Возносимые во время распространения вредоносного поветрия. Была зачитана Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По совершении Таинства Причастия за Поздней Божественной Литургией, отец Алексий совершил Молебное пение на начало учения отроков, после чего поздравил верующих с праздничным, Воскресным днём и обратился со словом проповеди на тему читавшегося Евангельского отрывка.
Завершился Богослужебный день Панихидой.
***
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Хороший вопрос задаётся Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы имеют весьма относительное значение.
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорит: «Это весьма важный жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разрешён впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной». Примеров тому неисчетное число и в древние, и средние, и новые времена. Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос юноше на его вопрос: «… Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: ещё одного недостаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!.. и сказал: невозможное человекам возможно Богу».
Из сказанного видно, что всё то, что хорошо. Господь желает сделать не просто хорошим — но истинно хорошим, лучшим и совершенным! И к этому Он устремляет нашу жизнь. И так, кто хочет наследовать жизнь вечную, должен соблюсти заповеди, существо которых есть любовь к Богу и ближнему. И вопрошавший юноша соблюдал заповеди и не далёк был от Царства Божия, но на поверку оказалось, что ему недоставало одного и весьма важного подвига — оставить пристрастие к богатству, которое было идолом его сердца, удаляло от Бога и делало жестокосердным к нищим; от того не мог он искренно любить ни Бога, ни ближнего. Вот что значит страсть к богатству! Она глубоко коренится в сердце человека и неприметно подтачивает духовную жизнь его, как червь. Человек, преданный страсти сребролюбия, бывает, по-видимому, и благочестив, молится всегда Богу, хотя поверхностно, соблюдает наружное целомудрие, честность в отношениях и делах с соседями и согражданами, отвращается лжи и клеветы; не прочь сотворить милостыню, хотя по своему понятию или из тщеславия. Когда же требуется от него жертва большая, требующая его самоотвержения и лишения, когда небесная правда потребует от него, чтобы он сокрушил своего кумира, которому он усердно служит, может быть, сам того не замечая, тогда оказывается, что он находится весь во власти своего богатства. Тогда он вдруг охладевает к Богу и ближним; тогда не столь дорога ему и вечная жизнь, о которой он прежде помышлял и которой желал; тогда страсть к богатству оказывается у него как бы раковою опухолью в теле, а метастазы которой своими смертоносными корнями глубоко врезались в сердце его. Все добродетели, которые он прежде делал, как бы умирают, подобно зёрнам пшеничным, заглушаемым сорняками. А когда такая опасность для души искореняется усердною милостынею, презрением к роскоши, умеренностью во всём, постом и молитвою, убеждением себя в суете и тленности всего земного, в несравненном превосходстве благ вечных, непреходящих — пред благами тленными, грубыми, как дым исчезающими.
Поэтому, братья и сестры, мы должны исполнять не одну, не две или только три добродетели, а все, чтобы нам быть совершенными,… якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (мф.5:48). Предлагая юноше раздать богатство. Господь хочет, чтобы он был не просто хорошим человеком — а истинно хорошим, бесконечно лучшим и совершенным; и к этому устремил свою жизнь.
Находясь в самообольщении, думая, что он всё соблюдает, этот юный иудейский начальник воспринимает слова Спасителя с недоумением: зачем раздавать богатства, которые не мешают ему формально соблюдать закон?
Собственно, в этом заключается секрет жизни каждого человека, в том числе находящегося в Церкви. Соблюдать Закон или жить по Закону? Что для нас дороже — Бог или все другие ценности? Готовы мы отказаться от всего, что у нас есть, с тем, чтобы пойти за Христом, или нет?
Когда богатый юноша удалился от Господа с печалью, и ученики Господни спросили с удивлением: «Кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человеком возможно Богу». Это значит, что Бог может благодатию Своею смягчить и уврачевать сердце
сребролюбивого богача, просветить очи сердечные, убедительно представить его уму и сердцу тленность и ничтожность земного богатства и вечность, несравненную красоту и сладость благ Небесного Царствия, которые он может получить взамен земных благ, — и невозможное сделается для него возможным, — он будет щедро подавать милостыню нищим, коими прежде пренебрегал, будет преуспевать во всякой добродетели, восходить от силы в силу, и таким образом удостоится жизни вечной.
«Если не любишь брата своего, которого видишь, как можешь ты любить Бога, Которого не видишь?» — говорит Писание (1 ин.4:20). Нам, братья и сестры, следует помнить, что Бог, как везде присущий, всегда находится с нами, взирает на нас, видит все наши помышления и дела, и что Он будет некогда судить нас на Страшном суде, где обнаружатся все наши мысли и дела, за которые мы должны будем дать отчёт. И, как говорит Священное Писание, одни пойдут в жизнь вечную, а другие — в муку вечную (Мф.25:46).
Как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим — принадлежит в Вечности. А любое богатство — это дар Божий, и поэтому не само богатство является препятствием, но власть богатства над душой.
Мы знаем, как наши сердца привязаны к миру и как легко нам прийти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью. И чем больше мы стараемся исполнять заповеди Божии, тем больше мы понимаем: есть такие трудности, которые невозможно преодолеть, ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.
Постараемся же, братья и сестры, всячески избегать греха,
бороться с ним, а если и подпадём под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом.
Аминь.
священник Димитрий Осипов.
По материалам сайта www.kupola.info.