Праздник Успения Божией Матери в Никитском Храме г. Калуги.
28 августа Русская Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
27 августа 2020 года, вечером четверга, в канун праздника,в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги, настоятелем Храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клирика Храма-иерея Максима Картуесова было совершено Всенощное Бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
На Великой Вечерне были зачитаны паремии Успения Пресвятой Богородицы-отрывки из ветхозаветных «Книги Бытия» (Глава 28, ст.10-17, здесь рассказывается о сне ветхозаветного патриарха Иакова, в котором он увидел «Лестницу» -ступени восхождения к Богу), «Книги пророка Иезекииля» (Глава 43, ст.27 и Глава 44, ст.1-4, в пророчестве Иезекииля таинственно предуказывается спасение рода человеческого от рабства сатане и от смерти через пришествие в мир Сына Божия, Который должен воплотиться от Девы Марии. Приснодева именуется здесь «вратами затворенными», через которые прошел только один Господь Бог - Иисус Христос), «Книги Притчей Соломоновых» (Глава 9, ст.1-11,раскрывающий тему Премудрости).
На Полиелее, за Утреней, духовенство и хор Храма пропели величание празднику:
«Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое».
Отец Алексий зачитал отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Глава 1, ст.39-49, ст.56), всегда читаемый на Всенощном Бдении в дни Богородичных праздников, повествующий о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы в «граде Иудине», после чего совершил помазание прихожан освященным елеем, раздавался освященный за Литией хлеб.
По окончании Вечернего Богослужения было совершено Таинство Соборования.
28 августа 2020 года, в сам праздничный день, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин.
На Апостольском чтении на Богослужениях был зачитан отрывок из «Послания к Филиппийцам святого апостола Павла» (Глава 2, ст.5-11)-учение об уничижении и возвышении Сына Божия при воплощении.
За Евангельским чтением читался отрывок из Евангелия от святого апостола и евангелиста Луки (Глава 10(ст.38-42), Глава 11(ст.27-28)), повествующий о посещении Господом Иисусом Христом сестёр праведного Лазаря Четверодневного - Марфы и Марии и о небольшом диалоге Христа с женщиной, воскликнувшей «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!».
На Сугубой ектение возносились особые прошения о единстве Святого Православия и Мире на Украине, прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия. Возносилась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По совершении Таинства Причастия на Поздней Литургии, настоятель Храма совершил праздничный Молебен перед поставленной в Центре Храма и празднично украшенной Плащаницей Богородицы, по завершении которого поздравил верующих с праздником и произнёс проповедь.
***
Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы торжественно прославляем Пречистую и Преблагословенную Царицу Небесную. Но прославляем в особый день — в день Ее кончины, успения, в день Ее смерти.
Мы знаем, что силой Божественной Дева Мария была восхищена на небо. Но это мы знаем сейчас, об этом узнали апостолы спустя определенное время, а тогда, когда перестало биться сердце Матери Господа и Спасителя, все воспринимали это как реальную смерть. Сегодня действительно день кончины Божией Матери — почему же такой славой и такой радостью овеян этот праздник? Никакой скорби, никаких темных риз, никакого воспоминания о кончине и о погребальной пещере — и это совсем не случайно! Ибо Царица Небесная силой Божественной была выведена из состояния смерти и восхищена в Царство Сына Ее и Бога нашего.
Вот почему Церковь не празднует кончину Божией Матери. Мы празднуем кончину Ее Сына, Спасителя, в Великую Пятницу. Мы оплакиваем плащаницу, произносим особые слова молитв и песнопений, которые выражают нашу скорбь в день умерщвления Спасителя, именуемый Великой Пятницей. А в день Успения у нас нет никакой скорби — одна только радость. Из всех Богородичных праздников Успение — наиболее торжественный и, может быть, исполненный особого спасительного смысла для всех нас. В чем же дело? А в том, что смерть Богоматери, будучи реальной физической смертью, силой Божественной стала действительно успением, сном.
Но ведь слово «успение» мы используем не только тогда, когда говорим о Божией Матери, — мы и о всяком покойнике говорим «усопший». Не мертвый, а усопший, уснувший. Почему же Церковь, а через Церковь вся современная культура, по крайней мере русская, восприняла слово «успение» как обозначающее человеческую смерть, а покойника — как человека уснувшего, усопшего? Только потому, что реально смерти нет. И то, что произошло с Богородицей, с Девой Марией, — это сигнал нам с вами из глубины веков, свидетельство о том, что смерти нет, а есть завершение одного этапа жизни и переход к другому. День перехода от одного этапа к другому и называется успением. Душа человека, его дух не подвержены смерти — в этом и заключается смысл торжества, которое мы сегодня совершаем, вспоминая о кончине Божией Матери.
---
Из проповеди святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Храме Христа Спасителя, 28 августа 2020 года.(Взято со страницы пользователя «Патриарх Кирилл» в социальной сети «ВКонтакте».)
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3210-prazdnik-uspeniya-bozhiej-materi-v-nikitskom-khrame-g-kalugi#sigProGalleria5072ee76f0