Prev Next

 

Воскресное всенощное бдение

Накануне воскресного дня, вечером, в Никитском храме было совершено торжественное всенощноеDSC06452 бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма – иерея Дмитрия Новикова при диаконе Димитрие Маркове и диаконе Максиме Коновалове. Перед обычными воскресными стихирами исполнялось песнопение, которое поется в три приготовительные недели перед Великим постом – «На реках Вавилонских». Оно представляет собой музыкальное переложение 136 псалма. Этот псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

1.На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. 2.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. 3.Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. 4.Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? 5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6.Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. 7.Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основания его. 8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. 9. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Перевод:

В плену вавилонском на берегу рек сидели и плакали, замолкли наши песни, и арфы висели на вербах. Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да изсохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране, и если забуду тебя, Иерусалим! Господи, отомсти Едому за злобу его к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень детей твоих, дочь Вавилона, опустошительница!

 

Вавилон – это столица одноименной империи, куда в 597 г. до Р.Х. были переселены несколько тысяч израильтян из Иудеи и прилегающих областей. Иудея была завоевана Вавилоном, и Иудейское царство прекратило свое существование на многие века. Семьдесят лет спустя, во время восстановления Иудеи, страна находились под властью Персии, а потом греков и Рима. Самостоятельного Иудейского царства никогда больше не было. Лишь в 1948 г. было образовано независимое государство Израиль.

В то время израильтяне не только потеряли самостоятельность, но потеряли столицу, а, самое главное, потеряли Храм, о котором Господь сказал Соломону, что здесь место Его пребывания. Только там приносились жертвоприношения, совершались праздники, туда собирались иудеи со всех концов Средиземноморья на самые большие торжества.

И вот они оказываются в плену и вспоминают о Сионе. Сион – гора в Иерусалиме, вокруг которой строился город, рядом с которой был построен Иерусалимский храм.

Едом – это потомки Исава, продавшего свое первородство родному брату Иакову, который стал одним из праотцев народа Божия. Едомитяне все время враждовали с иудеями и даже принимали участие в разрушении Иерусалима вавилонянами, они злорадствовали по поводу пленения израильского народа.

Вот горестная поэзия о том, что переживают пленники, будучи выселены со своей родины на чужбину. Это песнопение поётся перед началом Великого поста. Оно не описывает состояние грешника, а скорее призывает его к покаянию. Потому что часто человек не осознает свои грехи, а сравнивая себя с другими, думает: я-то, конечно, не безгрешный, не святой, но и не хуже многих; вот этот еще хуже поступает, и этот не лучше меня; ну, конечно, каяться мне нужно, но, в общем, ничего особенного плохого я не сделал.

И вот, вводя это песнопение на всенощном бдении перед неделей о блудном сыне, Церковь призывает нас к такому же переживанию. Не похоже ли наше состояние на ту богооставленность, которую переживали сыны Израилевы? Они оказались вдали от родины, были лишены своей земли, государственной независимости, культуры, а самое главное – лишены Храма, радостного присутствия Божия, которое они переживали во время многолюдных праздников в Иерусалиме.

Именно к таким размышлениям призывает нас сегодня Церковь: взглянуть на свои грехи, не они ли стали причиной того, что мы печальны, унылы, не чувствуем Бога так близко, как некогда было, что мы утратили радость. Ведь именно грех становится преградой между человеком и Богом. И о том рассказывает 136 псалом, как мы можем забыть наше радостное состояние, когда мы уверовали, приняли крещение, открыли для себя истины божественного Евангелия, удивительные моменты богослужения – когда Господь касался нашего сердца. И вот, все это осталось в прошлом, а сейчас только печаль, уныние, апатия, леность…

Церковь напоминает нам, что причины этого могут быть подобны тем, которые привели к поражению Иудеи и Вавилонскому пленению в те далекие времена: самоуверенность, гордость, отвержение воли Божией. Пророк Даниил, находясь в плену Вавилонском, пишет в своей книге: «Господи, у нас на лице только стыд, потому что за грехи наши отцы наши оказались переселенными на чужбину». И к такой же самокритичной оценке призывает нас Церковь, чтобы мы осознали на протяжении Великого поста: в чем причины того, что мы утратили чистоту, свет, радость – все то, что дает Бог, когда мы близки к Нему.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте