2 августа, Русская Православная Церковь празднует день памяти святого пророка Илии.
В этот день, по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента – главы Калужской Митрополии, был совершен Чин малого освящения храма в честь святого пророка Ильи с. Ильинское Жуковского района. Чин малого освящения храма возглавил протоиерей Алексей Пелевин –руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Калужской епархии, настоятель Никитского храма г. Калуги. Отцу Алексею сослужил настоятель храма – иерей Сергий Шмидов.
Перед совершением чина Малого освящения храма, протоиерей Алексей произнес проповедь, в которой вспомнил слова Патриарха Кирилла о том, что «…освящение храма — это очень важный этап в жизни прихода, особенно когда это вновь построенный или возрожденный из небытия храм. В этот храм нужно ходить, наполнять его молитвой, потому что это не только замечательный образец нашей национальной архитектуры, но и дом молитвы. Это то место, где мы с Богом встречаемся и через молитву и Таинства душа наша соприкасается с Божественной благодатью, а это так нужно, особенно современному человеку, живущему своими проблемами, задачами, конфликтами, болезнями и невзгодами…»
По окончании освящения была совершена первая Божественная Литургия. На Сугубой ектенье возносились особые прошения о мире на Украине и единстве Святого Православия, прошения и молитва, возносимые во время распространения вредоносного поветрия.
Далее, был совершен Крестный ход. В завершение Богослужения протоиерей Алексей от лица Правящего Архиерея поздравил прихожан с праздником, окончанием строительных работ и новым этапом в жизни прихода и вручил от лица Его Высокопреосвященства в дар храму напрестольный крест. В завершение были провозглашены уставные многолетия.
По преданию существовавшая одноглавая церковь во имя Пророка Божия Илии в с. Ильинском была построена в 15 столетии. По архитектуре же своей она скорее может быть отнесена к концу 16 столетия, так как ее барабан своими пропорциями и кокошником у основания напоминает главы Рождественского собора в Пафнутиево-Боровском монастыре, построенного не позднее конца 16 столетия.
Кроме того, церковь бывшего Ивановского монастыря в Москве, тождественная с рассматриваемой, также относится к концу 16 столетия. “Русская старина, Мартынова, выпуск 2, изд. 1850г. “
«Построена не известно когда и кем. Здание каменное, с колокольней, крепкое. Престолов 2, во имя святого Пророка Божия Илии и предел во имя Божией Матери Владимирской. Предел во имя иконы Божией Матери “Владимирская“, судя по характеру своей архитектуры и деталям, пристроен в 17 столетии. Как церковь, так и предел, вероятно, основаны князьями Репниными, род которых значится в лицевом синодике этой церкви 1717 года. Владения же Репниных в этой местности упоминается с 15 столетия, что видно из грамоты Троице-Сергиевой Лавры. Церковь одноглавая, имеет трех-частный высокий алтарь, граненый снаружи и немного отклоненный к югу, а с трех других сторон-небольшие выступы с фронтонами. Фасады убраны арочными впадинами, окна узкие с отливами с обеих сторон. К церкви с юго-западной стороны пристроен придел, возвышенная часть которого также увенчана небольшой небольшой главкой. К пределу с южной стороны пристроена трех ярусная колокольня. Внутри Церкви обращала на себя внимание конструкция свода из арок поддерживающих главу, причем распор средних арок, как более нагруженных, уничтожается сопротивлением стен боковых выступов, что и обьясняет отсутствие железных связей. Алтарь отделяется от храма невысокой стеной с открытыми арками вверху, что видно из разреза. Горнее место на одну ступень выше алтарного пола, так как и солея на одну ступень выше церковного пола. В западном выступе над сводом есть палатка с небольшим окошком внутрь церкви, проникнуть в эту палатку можно только с чердака пристройки. Чертеж западного фасада представляет церковь в ее первоначальном древнем виде, за исключением небольшого фонаря на куполе и конусообразной крыши, как позднейших дополнений. Придел и полукруглое окно, недавно пробитое над входной дверью не показаны. Различные размеры арок в пределе, которые нагружены стенами, коробовым сводом и главкой, можно обьяснить следующим образом – распор алтарной арки строитель уничтожил железной связью, которая проходит над царскими дверями за иконостасом. Но так как положить такую связь в другой арке неудобно, то строитель, желая видимо усилить опору у наружной стены и уменьшить распор нагруженной арки, сократил ее ширину, сдвинув центр к одной стороне.
Шатровая трехъярусная колокольня, судя по кладке, построена в одно время с приделом. В ней кроме лестницы, помещенной в стену, устроены одна над другой две палатки, которые сообщаются между собой через оставленное при кладке квадратное отверстие в сомкнутом своде. Под нижней палаткой, как предполагают, существует подвал с каменным сводом, но никаких следов входа туда не оказалось.»
С конца 1990-х годов Богослужения совершаются в помещении молитвенного дома. С 2013 года началось восстановление храма. В настоящее время строительные работы практически завершены.