Prev Next

Праздничные Богослужения были совершены в Никитском Храме г. Калуги в канун и в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

12 июля Православная Церковь молитвенно чтит память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

В канун праздника, вечером, в субботу ,11 июля 2020 года, настоятелем Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы(Никитского) г.Калуги протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма –иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова было совершено Всенощное бдение с Литией с освящением пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.

 На Великой Вечерне читались Паримии - отрывки из «Первого соборного послания святого апостола Петра» (Глава 1(ст.3-9, ст.13-19)), Глава 2(ст.11-24)), в которых апостол призывает веровать и ликовать радостью, ликовать, даже если приходится скорбеть в разных искушениях (Глава 1, ст.3-9), призывает возложить «совершенную надежду на благодать», подаваемую в откровении Господа (Глава 1, ст.13-19) и подчиняться властям, правителям, почитать братство, бояться Бога, слуг - подчиняться своим господам (Глава 2(ст.11-24)).

 

На Утрене, на Полиелее, хор Храма и духовенство пропели величание  апостолам:

« Велича́ем Вас, / апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, / весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия ».

За Евангельским чтением отцом Алексием был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Луки (Глава 24(ст.12-35)),повествующий о явлении воскресшего Господа Иисуса Христа своим ученикам  Луке и Клеопе  на пути в Эммаус, о том, как Он был узнан ими в совместном преломлении хлеба. По завершении, отец Алексий помазал присутствующих освященным елеем. Прихожанам был роздан освященный за Литией хлеб.

12 июля 2020 года, в воскресный день, в Храме совершались две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.

Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Олега Плешакова. По совершении Таинства Причастия был совершен Водосвятный Молебен, по окончании которого отец Максим окропил прихожан Святой водой, поздравил с праздником и произнёс проповедь. Далее была совершена Панихида.

Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.

За Апостольским чтением за Богослужениями были зачитаны отрывки из «Послания к Римлянам» (Глава 10, ст.1-10)) и «Второго послания к Коринфянам» (Глава 11(ст.21-32) и Глава 12(ст.1-9)) апостола Павла.

На Евангельском чтении читались отрывок  из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Матфея (Глава 8(ст.28-32), Глава 9(ст.1)), повествующий об изгнании Иисусом Христом  бесов из Гадаринских  бесноватых  и вхождении  их в стадо свиней, и отрывок из этого же Евангелия (Глава 16, ст.13-19)), содержащий беседу Господа Иисуса Христа  с учениками и  диалог Спасителя  с апостолом Петром, когда Петр отвечает Христу на вопрос за кого почитают Его ученики «Ты - Христос, Сын Бога живаго», на что Господь отвечает Петру: « блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах…».

На Сугубой ектение на Литургиях возносились особые прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине, прошения возносимые во время распространения вредоносного поветрия, читалась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая. 

По завершении Поздней Литургии, отец Алексий совершил праздничный Молебен перед иконой апостолов Петра и Павла, принесённой для поклонения верующих в центр Храма, по окончании которого окропил собравшихся Святой водой и обратился к присутствующим со словом проповеди, посвященной празднику. За Молебным пением была прочитана молитва святым апостолам Петру и Павлу, пропето величание им.

Завершился Богослужебный день  служением уставной Панихиды.

***

Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.

Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето.

Церковный год – это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью.

Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?

Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. У него была жена, возможно, были дети, ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.

Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона – фарисеем; его воспитывал знаменитый законоучитель Гамалиил, уважаемый всем народом. Кроме того, Савл был великолепно образован и сведущ в античной мудрости, прекрасно знаком с античной культурой. У него была большая власть: он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако все это он делал по своей пламенной ревности к Богу, и поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, Савл с такою же ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.

Апостолы Петр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Петр первым из апостолов был заключен в темницу, а затем перенес поругание и побои от иудеев, но только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах. Неоднократно его бросали в тюрьмы, подвергали преследованиям и побоям. И после того, как апостол Петр обратил в христианство двух жен римского императора Нерона, Нерон велел распять его на кресте.

Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Евангелия. Во время своих странствований он написал 14 посланий, которые, как говорит Иоанн Златоуст, ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу. Иудеи неоднократно хотели убить апостола Павла. Один раз побили камнями и, сочтя умершим, выбросили за город. Потом свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют Павла. Но промыслом Божиим он продолжал свое служение. На больных возлагали платки и пояса, взятые у апостола Павла, и у страждущих прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Апостол воскресил юношу, упавшего с третьего этажа.

Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был римским гражданином. Оба апостола погибли в один день, хотя и с разницей в один год, – 29 июня по старому или 12 июля по новому стилю.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Петр», нареченное Господом, означает «камень», поскольку Петр исповедал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, этой правой, православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет «ум Христов», как говорится в одном из посланий.

Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошением «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать на Фаворе при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика.

Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша», – говорится в стихире праздника.

Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению. Аминь.

Иеромонах Симеон (Томачинский).

По материалам сайта www.truechristianity.info.

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 157 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте