06 июня. Троицкая Родительская Суббота. Поминовение усопших.
Накануне вечером, в пятницу, 05 июня 2020 года, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова было совершено Заупокойное Вечернее Богослужение – Парастас с чтением 17-й кафизмы из Псалтири, разделенной на 2 статии.
06 июня 2020 года, в сам поминальный день, в Храме были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Олега Плешакова. По завершении Литургии была совершена Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.
На Апостольском чтении за Богослужениями читался отрывок из Первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам (Глава 15(ст.48-57)).
За Евангельским чтением был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 6(ст.35-39)), в котором Господь Иисус Христос говорит ученикам, что сошел с небес для того, чтобы творить волю пославшего Его Отца и воля эта заключается в том, чтобы не погубить всё, что Отец Ему дал, а воскресить всё в последний день.
На Сугубой ектение за Литургиями возносились особые прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия, читалась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
По окончании Поздней Божественной Литургии также была совершена Панихида у поминального стола, установленного в центре Храма, по завершении которой отец Алексий, уже с амвона, обратился к прихожанам со словом проповеди.
***
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Ежедневно Православная Церковь читает Символ веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…». И этот Символ веры завершается словами, которые выражают торжество и сущность христианской религии: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь» — значит, истина: чаю, ожидаю с надеждой воскресения мертвых и жизни будущего века.
Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.
Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия. Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. По смерти они не умерли, для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности… И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Пасха — это праздник торжества жизни над смертью. А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд.
Мы сегодня стоим с утешением и спокойствием совести, помолившись за наших почивших сродников, воздавши за их любовь своей любовью. А скорбь? Да, есть скорбь, но она тихая, растворённая ожиданием встречи, это скорбь разлуки. Как мы провожаем в длительное путешествие кого-то, мы плачем. Всплакнём, но ожидаем встречи с ним, ожидаем его возвращения, переписываемся с ним, созваниваемся по телефону, посылаем открытки, поздравления. Вот так точно и мы сейчас — проводили в вечность своих сродников и общаемся с ними телеграммами наших заупокойных записочек, общаемся с ними молитвенным разговором вместо телефонного, общаемся с ними, посещая в родительские дни Церкви Божии, поздравляя с воскресением мертвых и их, наших сродников, которые незримо здесь с нами присутствуют. И от их присутствия и у нас на душе утешительно, и скорбь наша не имеет тени отчаяния. Нет, это скорбь с ожиданием, которое выражено в словах Символа веры и которое мы твёрдо исповедуем, готовя свою душу к встрече со Христом, и готовясь к встрече, которая ещё состоится с теми, кто, казалось бы, от нас уже навсегда ушёл. Не навсегда, до скорой встречи мы всего лишь с ними распрощались. И сегодня мы говорим им: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века чаем вместе с вами, вместе со Христом в нескончаемом Царстве». Аминь.
По материалам сайта www.shamordino-m.ru.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/3137-06-iyunya-troitskaya-roditelskaya-subbota-pominovenie-usopshikh#sigProGalleria4af0103121