17 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память святой мученицы Пелагии Тарсийской, девы.
Накануне вечером, в субботу, 16 мая 2020 года, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги, настотяелем Храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клирика Храма-иерея Максима Картуесова было совершено Всенощное бдение.
На полиелее, на Утрене, отцом Алексием был зачитан отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 20 (ст.1-10)), повествующий о том, что Мария Магдалина и апостолы Пётр и Иоанн Богослов не обнаружил тело Господа Иисуса Христа во гробе, когда они ещё не знали, что ему надлежит воскреснуть, и «возвратились к себе». По окончании чтения Евангелия, было совершено помазание присутствующих освященным елеем.
17 мая, в праздничный, воскресный день, в Храме были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Олега Плешакова. По окончании Богослужения были совершены уставные Молебен и Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.
На Апостольском чтении за Литургиями был зачитан отрывок из книги «Деяний святых апостолов» (Глава 11(ст.19-26, ст.29-30)), который повествует о проповеднической деятельности апостола Варнавы и апостола Павла (Савла) в Антиохии.
За Евангельским чтением священнослужителями читался отрывок из Святого Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Глава 4(ст.5-42)), рассказывающий о беседе Христа и женщины - Самарянки у колодца Иаковлева в городе Сихарь.
На Сугубой ектение и на Ранней, и на Поздней Литургиях, возносились особые прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия и читалась Молитва, во время распространения вредоносного поветрия чтомая, также, возносились прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине.
По окончании Поздней Литургии был совершен традиционный крестный ход. Отец Алексий обратился к верующим со словом проповеди на тему прочитанного за Евангельским чтением отрывка. Далее, были совершены уставные Молебен и Панихида.
***
Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово в Неделю о Самаряныне.
Господь наш Иисус Христос неустанно поучал Своих учеников и слушателей. За Ним поэтому постоянно ходили громадные толпы народа, жаждавшие послушать Его святого учения.
Вот и теперь Он проповедует у колодца. Он устал после продолжительного пути и знойного дня. Приходит к этому же колодцу за водой самарянка, женщина. Господь вступает с ней в беседу об истинной молитве, о том, где надлежит молиться Богу, преподает ей наставления о вечной жизни, причем обличает ее в тайных грехах.
Самарянка, услышав напоминание о невоздержанной жизни, безпутной и с незаконным мужем, тронута была этим до глубины совести и сердца своего, не оправдывалась, но от избытка благодарного чувства воскликнула: «Господи! Я вижу, что Ты Пророк» (Ин.4,19), – и повела Господу в сретение целый город.
Эта замечательная женщина сделалась потом христианкой, при крещении она названа была Фотинией (т. е. светозарной) и впоследствии совершенно оправдала значение своего имени. Она проповедывала имя Христово не только в своем отечестве, но и в других странах – в Африке и в Италии. Вместе с младшим сыном своим она многих обратила ко Христу. Старший сын ее Виктор служил в войске при Нероне и сделан был воеводою в Италии, с тем, чтобы истреблять там христианство, но вместо того, как воин Христов, был покровителем христиан и, подобно матери своей, ревностным проповедником Евангелия. Когда узнал о том тиран Римский, то велел представить христиан к себе. В это время Фотиния с пятью сестрами своими и сыном явились добровольно к тирану и на вопрос его: «Зачем пришли вы к нам?» отвечали: «Для того, чтобы научить тебя почитать Христа». Тогда мучитель повелел сокрушить на наковальне руки святых. Это, однако же, не сокрушило ни веры, ни тела их. Велено было отсечь им руки, но и меч не подействовал. Мучеников заключили в темницы, но они и в темнице продолжали проповедывать Христа и место преступников обратили в храм Божий, за что и были подвергнуты новым мучениям, среди которых и кончили свою страдальческую жизнь. Со св. Фотинии (самаритянки) содрана была кожа, и тело ее, по приказанию тирана, было брошено в колодец. Так та, которая при колодце оставила путь греха и приняла от Жизнодавца жизнь новую, благодатную, в колодце же и оставила свою временную жизнь и перешла в другую жизнь, лучшую, блаженную, вечную (Пролог. 20 марта).
Такова была упоминаемая в Евангелии жена самарянка. Так мужественно она претерпела страдания за веру Христову! Жизнь ее представляет один из поразительных примеров того, как благодать Божия способна возродить даже самую грешную душу и из бездны нечестия возвести на вершину духовной славы. Грешная, всеми презираемая Фотиния шла к колодцу, чтобы тайком почерпнуть обыкновенной воды, а почерпнула «воду живую, воду спасительную». Грешница, одно прикосновение которой считалось осквернением для ревнителей закона, милосердно принимается Господом и Спасителем! Какое крепкое одобрение, какая несокрушимая опора для всех нас, грешников. Господь всегда, каждую минуту готов принять всякого, обращающегося к Нему со всею искренностью и глубиною раскаяния.
Поэтому, други, как бы ни были порочны мы, стоит в полном раскаянии обратиться ко Господу Иисусу; но не в пустых словах, не в воздыханиях лишь на минуту должно состоять наше обращение к Господу Спасителю, а в искренней твердой решимости вырваться, без поворота, из бездны порока.
По материалам сайта www.hram-troitsa.cerkov.ru.