Божественная Литургия святителя Василия Великого была совершена в Никитском Храме в Великий Четверг Страстной Седмицы Великого Поста.
16 апреля 2020 года, в Великий Четверг (Великий Четверток) Страстной Седмицы Великого Поста в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги было совершены: последование 3, 6 и 9-го Часов, Изобразительны и Вечерня с Божественной Литургией святителя Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин. Ему сослужили клирики Храма - иерей Максим Картуесов и иерей Олег Плешаков.
На Вечерне читались паремии: отрывки из «Книги Исход» (Глава 19 (ст.10-19)) и из «Книги Иова» (Глава 38(ст.1-23)), Глава 42(ст.1-5)). Также, было зачитан отрывок из «1-го Послания к Коринфянам Святого Апостола Павла» (Глава 11(ст.23-32)).
Отец Алексий зачитал отрывок из Святого Евангелия, посвященный событиям Тайной Вечери, аресту Христа и отречению святого апостола Петра.
По окончании Богослужения настоятель Храма произнёс проповедь, были прочитаны Благодарственные Молитвы по Святом Причащении.
***
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня особый день в церковном году. Мы воспоминаем установление Таинства Причастия, Тайную Вечерю.
Прежде Своих страданий, в ночь, которую «Сам Себе предаяше», Господь наш Иисус Христос Спаситель явил делом любовь к Своим ученикам, в числе которых находится каждый из нас. Перед Тайной Вечерей Он снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и начал умывать ноги апостолам.
Ученики в недоумении смотрели на то, что делал Христос. Он — Учитель, Спаситель мира, Бог, которому служат ангелы и архангелы, которому должны служить и люди — умывает ноги Своим помощникам в служении. Когда пришла очередь Петра, он стал останавливать Господа: «Тебе ли умывать мне ноги?!» На это Христос ответил: «Если не умыю тебе ноги, то не будешь иметь части со Мною в Царствии Небесном».
Господь сказал: «Если Я, ваш Учитель, делаю вам это, то и вы должны так поступать друг с другом». Он Своим примером показал, что значит любовь.
Любовь — это не красивые слова и даже не высокие чувства. Любовь — прежде всего дело. Если человек не являет свою любовь делом, то наверное и в его сердце и нет любви, а есть самолюбие. Человек любит красиво говорить и те чувства, которые его возвышают.
Любовь — жертва. И если нет в любви жертвенности, то, наверное, и нет любви.
И Господь на Тайной Вечери дает заповедь Своим ученикам (а в их лице и нам с вами). Он понимал, что это Его последняя трапеза перед страданиями («Я больше не буду пить вина, пока не буду пить вино вместе с вами в Царствии Небесном», — сказал Спаситель апостолам (Мк. 14:25)) и понимал, что нужно сказать им самое важное. Подобно тому, как когда глава семьи оставляет своих родных, то говорит самые важные слова. И вот самые важные слова Господа: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин. 13:34).
И делом Он явил, что значит любить друг друга. Это значит снисходить к предупредительности друг ко другу, то есть жертвовать собой друг для друга — не словом или чувствами, а самим делом.
На Тайной Вечери Бог заключает новый завет с человечеством, для этого он и пришел в этот мир. И цена этого завета — Его Тело, Его Кровь, страдания и смерть со стороны Господа.
И мы с вами вступили в этот завет через Крещение, вхождение в Церковь и Причащение Святых Христовых Тайн. Что же мы должны совершить, чтобы быть с Богом? Нам нужно исполнять заповеди, о которых говорит Иисус Христос. Главнейшая из них — «Да любите друг друга» — любовью не отвлеченной, а деятельной, реальной, жертвенной, которая воплощается в нашей жизни.
Господь совершает Тайную Вечеру и заповедует нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Апостол Павел нам говорит: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:26). Каждый раз, причащая тела и Крови Христовых, мы возвещаем и благодарим Бога — потому что Евхаристия есть благодарение — за Его смерть ради нас, потому что Его смерть умертвила нашу смерть, Его страдания избавили нас от страданий. И каждый раз, когда мы причащаемся, мы воздаем благодарение Господу за то, что Он совершил для нас с вами.
Но Литургия — это не простое воспоминание событий Тайной Вечери, о которых мы сегодня читали в Евангелии. Это деятельное соединение с Господом.
Для того чтобы быть с Богом, нужно очистить свое сердце, и насадить в нем то доброе, что Господь предлагает нам. Он ранее говорил иудеям, что «если не будете есть Тело Мое и пить Крови Моей, то не будете иметь в себе жизни» (смотр. Ин. 6:53). То есть если человек не будет причащаться, он не будет иметь духовной жизни, вечной жизни, которая открывается нам уже здесь, на земле. Ведь Причастие — та сила, которая дает благодать нашей душе, а душа без благодати — мертва. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы оживляем свою душу, убитую или израненную нашим страстями, грехами. Господь через Таинство Покаяния налагает на неё пластырь и через Святое Причастие оживляет её.
Поэтому Святая Церковь и Господь говорит: «Пийте от неё вси (Мф. 26:27), ешьте Тело Моё все». Спаситель призывает к тому, чтобы мы приступали к Чаше Господней не раз в год или реже, а как можно чаще, как только у нас получается. В особенности в наши тяжелые дни, когда вокруг нас столько зла и искушений. Через Причастие мы можем оживить свою душу и соединиться с Богом.
Поздравляю с Таинством Причастия. Пускай Тайны Христовы послужат во оживление наших душ и станут залогом жизни вечной. Аминь.
Протоиерей Владислав Софийчук. Страстной Четверг, 13 апреля 2017 г.
По материалам сайта www.makariy-kiev.church.ua.