29 марта. Неделя 4-я Великого поста. Память святого преподобного Иоанна Лествичника.
Накануне вечером, в субботу, 28 марта, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова было совершено Всенощное бдение.
На Утрене, по завершении чтения Святого Евангелия, Хором Храма были вновь пропеты покаянные песни-молитвословия Триоди Постной: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…», «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…», «Множества содеянных мною лютых…». Далее было совершено помазание собравшихся прихожан освященным елеем.
В сам праздничный, воскресный, день в Храме были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Олега Плешакова. По окончании Богослужения, отец Максим обратился к прихожанам со словом проповеди. Был отслужен Молебен перед находящимися в Храме святынями мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустынь с.Клыково Козельского района Калужской области. Также совершалась и Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова. На Сугубой ектение за Богослужениями возносились недавно утвержденные молитвы и молитвенные прошения , возносимые во время распространения вредоносного поветрия. По окончании Поздней Литургии был также совершен Молебен перед святынями, отец Алексий произнёс проповедь. В завершении, была отслужена Панихида.
***
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие о Господе братья и сестры!
В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам, устремляющимся в горняя.
Еще древнему патриарху Иакову явлено было в сонном видении: вот, лествица стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (Быт. 28, 12), Со времен Воскресения Христова Небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сонмы святых подвижников, еще при жизни уподобившихся безгрешным Ангелам. О ступенях, ведущих к достижению совершенства, говорит святой апостол Павел: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3—5).
Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, «которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).
Высока и крута лествица восхождения к Божественному совершенству, идущего по ней на каждом шагу подстерегают многие искушения и опасности. Прохождение такого пути должно быть осторожным, медленным, постепенным. Тот, кто приступает к духовному деланию торопливо, без должного руководства, дерзает на попытку сразу достигнуть высших ступеней, почти неминуемо упадет в пропасть отчаяния или запутается в сетях диавольских. Из числа подобных самонадеянных людей выходят лжепророки и лжеучители, мистики и еретики.
Иным путем, медленным путем смирения и послушания, проводит своих последователей преподобный Иоанн Лествичник. Тридцать ступеней по числу лет вышедшего на проповедь Спасителя, исчисляет в своей лествице совершенства этот Богоносный наставник. Каждая ступень — новый духовный возраст, новая стадия духовного роста.
Полагая основание своей «Лествицы», преподобный Иоанн пишет прежде всего о том, каким должен быть вступающий на путь благочестия: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержанник тот, кто посреди искушения, сетей и молвы всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого».
Грех есть, тяжкая болезнь души, искажающая наш внутренний мир. И преподобный Иоанн, как опытный врач, исследует корни всех подобных заболеваний, выясняет, от чего происходит та или иная душепагубная страсть. Он учит, как избавиться от памятозлобия и злословия, чревоугодия и лености, как победить страшные грехи уныния и безумной гордости, как соблюсти целомудрие. Лекарства, предписываемые преподобным Иоанном, порою кажутся горькими — но плодом следования его советам является святая и бесконечная радость о Господе.
Начало мудрости — страх Господень (Притч. 1, 7). К труду на ниве Божией приступают люди, имеющие различные устремления. Кто-то трудится как раб, боящийся наказания, вечных мук в мире ином, кто-то подвизается, как наемник, ради награды в Царствии Небесном. Но выше всех те, кто нарекаются сынами Божиими, трудясь из любви ко Господу и избегая греха из страха огорчить тем Небесного Отца. Преподобный Иоанн Лествичник, зная об этих различиях среди христиан, повествует о том, как Божиим Промыслом добросовестно подвизающиеся рабы и наемники приходят к Божественной любви и усыновляются Господу.
Будем же, дорогие братья и сестры, по мере сил подвизаться на этом благодатном пути. По слову Апостола, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести... Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10, 22-24). Будем усердны и в нынешнем нашем делании, труде углубленной молитвы и поста, памятуя предостережение преподобного Иоанна: «Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо».
Возлюбленные мои во Христе!
Пусть немногие из нас достигнут высоких ступеней на лествице духовного совершенства. Неразумно стремиться к тому, что выше твоих сил, так и преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Удивляться трудам святых хорошо, ревновать им спасительно, но желать вдруг сделаться подражателями их жизни — это дело безрассудное и невозможное». Однако будем старательны в доступных нам делах, и Господь не преминет спасти принесших Ему посильный плод. Есть мудрая русская поговорка: «Хоть сзади, но в том же стаде». И воистину несравненно лучше быть последним в вечном Царствии Небесном, чем первым в тленном царстве земном.
Находясь хотя бы и у подножия Божественной лествицы, ведущей к совершенству, возложим наше упование на Господа и вслушаемся в призыв духовного наставника нашего преподобного Иоанна Лествичника: «Надежда есть обогащение невидимым богатством; надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища... Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем». Аминь.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слово в неделю 4-ю Великого поста о восхождении к совершенству.
По материалам сайта www.shipulino.ru.
{gallery}2003202{/gallery}