Вечернее Богослужение с чтением Акафиста Пресвятой Богородице было совершено в Никитском храме г. Калуги.
03 апреля 2020 года, пятничным вечером, в канун субботы 5-й Седмицы Великого поста, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма – протоиереем Алексием Пелевиным, в сослужении клириков Храма - иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова, было совершено вечернее Богослужение с чтением, на Утрене, Акафиста Пресвятой Богородице («Взбранной Воеводе победительная…»).
Данная служба также ещё именуется «Похвала Пресвятой Богородицы» и является одним из значимых Богослужений всего великопостного периода.
***
Накануне 5-й седмицы Великого поста Святая Церковь постановила совершать Похвалу Пресвятой Богородицы, особую службу, на которой торжественно поется знаменитый Акафист в честь Богоматери, и потому этот день называется также Субботой Акафиста.
По мнению исследователей, в древности этот день был неким предпразднством праздника Благовещения, который совершался в Великий пост, где-то после этой субботы и до Входа Господня в Иерусалим, пока в конце VII века Трулльский собор не закрепил за Благовещением определенный день – 7 апреля по новому стилю. Об этом свидетельствует использование в службе песнопений праздника Благовещения, а также все содержание Акафиста, прославляющего Боговоплощение.
Позже в этот же день стали воспоминать победу императора Ираклия в Персидской войне, в частности, избавление Константинополя от нашествия персов и аваров в 626 году, а также последующие осады города арабами. Вероятно, тогда к Акафисту и был прибавлен кондак Взбранной Воеводе, не подчиняющийся алфавитному акростиху, т.е. такому порядку, когда каждый новый кондак или икос начинается со следующей буквы алфавита. Да и вся служба стала в большей степени восхвалять непосредственно Богородицу, чудесно избавившую Константинополь от врагов.
Таким образом, в этой замечательной службе удивительно переплетается прославление Благовещения, зари нашего спасения, которое началось с приветствия Архангела Пречистой Деве: «Радуйся», и восхваление нашей Взбранной Воеводы, Пресвятой Владычицы, избавляющей нас от видимых и невидимых врагов, благодаря Которой вообще стало возможно спасение.
Ведь если бы не Ее смирение, не Ее чистота, не Ее преданное и жертвенное до самозабвения служение Богу, Господь не смог бы воспринять человеческого естества, омраченного грехом, даже к нему приблизиться. В Ее утробе соткалась плоть Нового Адама – Христа, неподверженного тирании греха, а Пресвятая Дева стала первым человеком, получившим обновление и освящение от Тела и Крови Спасителя, от Его Божественной природы.
Эта Новая Ева стала прообразом Святой Церкви, рождающей нас для духовной жизни, и нашей настоящей Матерью, потому что дала нам Жизнь – Христа, в Котором мы обретаем спасение и жизнь вечную. Она же – наш идеал и наша Духовная Наставница в восхождении к Небу, потому что первая достигла совершенства, состояния обожения, и собственным примером учит Своих детей добродетелям любви, смирения, послушания и чистоты.
Но Пресвятая Дева является и нашим Воеводой, предводительницей в духовной брани, Она ведет нас в бой, обещая победу. Не только потому, что многократно спасала Византию, а позже Россию и другие православные государства от внешнего врага, хранит нас и сегодня от войны, куда более страшной, чем все предыдущие. Но, прежде всего, потому, что путь духовного восхождения подразумевает борьбу, борьбу с ветхим человеком, со своими страстями и недостатками, с малодушием и унынием, которые происходят от греха.
И здесь Пресвятая Богородица, величественная Царица Неба и земли, снисходит к нашей немощи, Она всегда по-матерински поддержит и укрепит Своих чад. В Ней наша победа, в Ней наша похвала и слава, потому что, восхваляя Ее добродетели и совершенства – наш идеал, к которому стремимся, – мы сами становимся к ним причастны и приобщаемся Ее радости. Ведь это дано не столько Ей, сколько всей Церкви, и потому смиренная Дева Духом Святым говорит о том, что Ее будут ублажать все поколения для их же духовной пользы.
Победа наша не внешняя, а внутренняя и духовная, она открывает нам вход в Царствие Небесное, сокрытое в нашем сердце. Это победа добра над злом, веры над рассудочным мудрованием, смирения над гордостью. Пресвятая Владычица в Богородичной песне благодарит Создателя за то, что Он «призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды… низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1, 48; 52-53).
Кто верит Благой Вести Христа и следует путем евангельских заповедей, кто кается и ищет оправдания в Боге, тот побеждает мир и самого себя. Смиряясь, он получает славу, отдавая, приобретает сторицею, растрачивая свою душу в любви в мире сем, обретает ее для вечности. Всему этому нас учит, к этому заботливо ведет каждого из нас наша Заступница, Пресвятая Владычица и Мать, Которую мы любим, благодарим и непрестанно восхваляем: «Радуйся, селение Бога и Слова, радуйся, святая святых большая... Радуйся, Еюже воздвижутся победы, радуйся, Еюже низпадают врази... Радуйся, Невесто Неневестная». Аминь.
Игумен Леонтий (Козлов).
По материалам сайта www.rusdm.ru.