08 марта. Седмица 1-я Великого Поста. Торжество Православия. Первое (IV) и Второе(452 г.) обретение честной главы пророка Иоанна Предтечи.
Накануне вечером, 07 марта, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма, протоиереем Алексием Пелевиным, в сослужении клириков Храма - иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова было совершено Всенощное Бдение.
На полиелее духовенство и хор Храма пропели величание обретению главы Иоанна Крестителя:
«Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение».
За Утреней пелись важные песнопения периода пения Триоди Постной, периода Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…», «Помилуй мя, Боже,…», «Множества содеянных мною лютых…».
По завершении чтения Святого Евангелия, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем.
В сам воскресный день, 08 марта, совершались две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию, Молебен и Панихиду по её окончании совершил иерей Максим Картуесов. По окончании Богослужения, отец Максим поздравил прихожан с воскресным днём, причастников- с принятием Святых Христовых Таин, обратился к собравшимся с проповедью, в которой рассказал о празднике Торжества Православия.
Позднюю Божественную Литургию совершил протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова. На Сугубой ектение за Богослужениями возносились особые прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине. По окончании, отец Алексий обратился к присутствующим со словами проповеди. Был отслужен Молебен, совершена Панихида, совершен молебный чин в неделю Торжества Православия.
***
Это воскресение называется «Торжество Православия». В этот день на Седьмом вселенском соборе была осуждена последняя из крупных ересей. К этому времени Церковь уяснила и о Лицах Святой Троицы, и о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе, и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица. И вдруг – новое, еще невиданное: иконоборчество. Начал император Лев Исавр. Иконы были объявлены идолами. Их стали уничтожать, и жестоко преследовать несогласных. Это продолжалось более века.
Глубоко не случайно, что именно восстановление иконопочитания празднуется как Торжество Православия. Когда Филипп радостно сообщил Нафанаилу о том, что они «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки», Нафанаил с сомнением спросил: «из Назарета может ли быть что доброе»? На что Филипп сказал: «пойди и посмотри». А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышим от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: «А ты сам видел»? Видеть, это – торжественная полнота знания. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте. Бог поистине стал Человеком, и – вот Его человеческий облик, который видели, и который попытались запечатлеть и сохранить. Вот так младенец Иисус лежал в яслях, в кормушке для скота. Вот так Он крестился от Иоанна в Иордане. Вот так Он въезжал на ослице в Иерусалим. Вот так Он был распят на Кресте. Вот так вознесся на небо. Вот так пришел впоследствии, чтобы взять на небо душу Своей Пречистой Матери. Как же эти изображения должны волновать сердце и укреплять веру!
Господь говорил ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видите» (Мф.13:16). Были христиане и до Христа, которые, как говорил о них Господь, только «желали видеть», «и не видели» (Лк.10:24). И все же их вера была такова, что они «побеждали царства, творили правду», «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча». «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Они тоже свидетельствуют о Божией славе, о Торжестве Православия. Это их имеет ввиду Апостол, когда говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и в терпении будем проходить предлежащее нам поприще». А ведь для нас это «облако свидетелей» еще больше: для нас встают в памяти еще и бесчисленные свидетели последних двух тысячелетий!
И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.
По материалам сайта www.georgievka.cerkov.ru.