Prev Next

Уставное Богослужение было совершено в Никитском Храме в четверг 1-й Седмицы Великого поста.

Накануне вечером, в среду, 04 марта, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма-иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено Великое Повечерие с очередным, третьим, чтением Великого Покаянного Канона святого преподобного Андрея Критского.

По завершении Богослужения, отец Максим обратился к верующим с проповедью.

05 марта, в четверг 1-й Седмицы Великого Поста, в Храме было совершено Уставное Богослужение, было совершено чинопоследование Утрени, 1,3, 6 и 9-го Часов, Изобразительных и Вечерни. Служение возглавил иерей Олег Плешаков при диаконе Вадиме Роговцеве. За Богослужением также молились :настоятель Никитского Храма г. Калуги - протоиерей Алексий Пелевин, настоятель Храма в честь Богоявления Господня г. Калуги – иерей Максим Коновалов, клирик Никитского Храма г. Калуги - иерей Максим Картуесов.

 

По окончании, отец Алексий возглавил служение  Литии по усопшим в центре Храма.

***

В течение Великого поста наша мысль непременно должна касаться той реальности, которая именуется духовной жизнью. Духовная жизнь — это нечто совершенно особенное. Иногда о человеке высокой культуры, больших знаний в современном обиходе, в средствах массовой информации говорят: какой духовный человек! Действительно, люди образованные, культурные могут быть духовными, но могут быть и не духовными. Ибо понятие духовности не связано ни с уровнем культуры, ни с уровнем знаний, ни с положением в обществе, ни с другими какими-то качествами человека, кроме тех, что и формируют подлинную духовность. 

Духовность связана с милосердием, с подвигом, с послушанием. Это реальность, которая формируется в результате упорной работы над самим собой, и дело это нескорое. Невозможно начать и быстро закончить. Работа над самим собой, работа над стяжанием подлинной духовности может занимать годы, десятилетия, а если сказать точнее, всю жизнь, потому что нет предела ни в возрасте, ни в знаниях, ни в чем-то другом в движении к тому состоянию человека, которое именуется духовностью. 

Нередко люди даже религиозные, посещающие храм Божий, духовной жизнью не живут, потому что их приоритеты находятся вне её. Это, конечно, не означает, что человек, не овладевший навыками духовной жизни, должен махнуть рукой и в храм перестать ходить. Напротив, сознавая, что нашей личной или семейной жизни недостает духовного измерения, нужно употреблять особые усилия, чтобы благодать Духа Святаго снизошла на нас и помогла одухотворить человеческие отношения и нашу повседневность. 

Нередко человек проходит через жизненные испытания, которые сопровождаются повышенным стрессом. Люди по-разному реагируют на эти испытания. Некоторые отчаиваются, некоторые, лишенные веры и надежды, даже руки на себя накладывают, но на самом деле мы словно проходим через некую школу, а результатом может стать подлинная духовная жизнь. 

Под воздействием испытаний возникает желание приобщиться к духовной жизни. Вот очень важное слово — «желание». Без желания не может быть никакого духовного совершенствования. Можно всю жизнь сознавать себя верующим человеком, но при этом не иметь желания овладеть навыками духовной жизни, войти в небесную реальность. Иногда нам помогают обрести духовность жизненные обстоятельства — чаще всего горе. Нам кажется, что горе и скорбь — это абсолютно отрицательное понятие, что нужно сторониться всего, что связано со скорбями. Действительно, у каждого есть чувство самосохранения, и каждый воспринимает скорбь как некую опасность для своего здоровья и даже для своей жизни. Но нередко именно через скорби человек открывает для себя горизонты духовной жизни, и это единственное, что его спасает. Не какие-то внешние обстоятельства, не добрые слова со стороны друзей, не помощь, которая оказывается, а именно обретение духовного измерения жизни дает великую силу человеку. Вырастают крылья, которые помогают подняться над повседневностью, подняться над скорбями, взглянуть на суету мира сего с высоты птичьего или, лучше сказать, ангельского полета. Тогда все, что казалось таким огромным, важным, так напрягающим силы ума, воли и чувств, вдруг меняет свои размеры и становится совершенно незначительным. И когда человек вырастает до осознания ничтожности всех трудностей пред лицом вечности, тогда он становится непобедимым. 

Но есть и другая возможность, другое средство преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, то, что может действительно повредить нашему духовному, а иногда и физическому здоровью. Святые отцы говорили о таком состоянии, как укоренение ума в чувствах. Что значит укоренить разум в чувствах? Что значит проникнуть умом в чувства? Это значит подчинить разуму область чувств, среди которых и скорбь, и страдание. Но не просто человеческому разуму, а разуму, который пленен божественной истиной. 

Способность разума управлять чувствами, основывать действия на понимании Божественного промысла и воли Божией и является той силой, которая помогает человеку реально преодолевать скорби и все те тяжкие чувства, которые охватывают нас при жизненном неблагополучии. Мы живем в эпоху, когда так называемые стрессы, то есть негативная реакция человеческой психики на окружающий мир, начинают занимать очень большое пространство в нашей жизни. Существуют целые разделы медицины, посвященные тому, чтобы помочь человеку побеждать стресс. Но ведь не было у святых отцов никаких научных знаний о путях выхода из тяжких обстоятельств, однако великие подвижники жили так, что никакие самые суровые испытания не могли разрушить их внутренний мир. 

Такое состояние на святоотеческом языке именуется бесстрастием, то есть возвышением над внешними обстоятельствами, когда им не под силу поработить внутренний, духовный мир человека. Всему этому можно и нужно учиться. Но для этого мы должны очень внимательно относиться к своей внутренней жизни, к своим мыслям и, конечно, к поступкам. А для того чтобы разобраться в самих себе, у нас должен быть выработан навык воспитания внутреннего человека с его мыслями и чувствами, должен быть выработан навык анализа тех событий, которые происходят в течение дня. Лучшим средством являются молитва и размышление в конце дня. Размышление о том, что произошло в течение минувшего дня, насколько обстоятельства коснулись сердца и разума, насколько они повлияли в худшую или лучшую сторону на жизнь каждого из нас. К сожалению, таким духовным анализом, такой оценкой жизни мы практически не занимаемся — даже вечером помолиться не успеваем. Ложимся в постель, в лучшем случае осенив себя крестным знамением, ссылаясь на усталость, на недомогание, Бог знает на что еще. Но если мы выработаем навык молитвы и оценки каждого прожитого дня пред лицом Божиим, пред своей совестью, то сделаем очень многое для того, чтобы жизнь наша до неузнаваемости изменилась. Не только потому, что оценка прожитого дня обогащает человека способностью к беспристрастному анализу, но и потому что такая оценка, полученная в молитве пред лицом Божиим, помогает нам обрести силы, чтобы преодолевать плохое и открывать сердце свое к добру. 

И да поможет всем нам Господь жить так, чтобы дня не проходило вне нашего духовного контроля. Нужно научиться жить так, чтобы за каждый день мы могли дать ответ Богу и своей совести. Для этого не требуется никаких особенных усилий, кроме одного — приучить себя к вечерней молитве и сопровождать молитву беспристрастным и тщательным анализом своего духовного состояния, беспристрастной и предельно честной оценкой самого себя и, конечно, искренней молитвой Господу о прощении наших грехов. Аминь.

Из проповеди Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла после Великого повечерия в среду 1-й Седмицы Великого Поста в Даниловом ставропигиальном монастыре.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

По материалам сайта www.patriarchia.ru

 

 

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 190 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте