23 февраля. Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Память священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трёх мучеников.
Накануне вечером, в субботу 22 февраля, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клирика Храма - иерея Максима Картуесова.
На утрени, как и в прошлую неделю, Неделю о блудном сыне, после пения 134-го и 135-го полиелейных псалмов, исполнялся 136-й псалом «На реках Вавилонских…».
По окончании чтения Святого Евангелия, пелись покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасения стези», «Множество содеянных мною лютых». Отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем. Хор Храма исполнил ирмос Великого Покаянного канона Андрея Критского «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение».
В сам праздничный, воскресный день,23 февраля, по традиции были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Олега Плешакова. По окончании Богослужения, отец Максим поздравил прихожан с праздником, воскресным днём, причастников – с принятием Святых Христовых Таин, обратился к прихожанам с проповедью на тему читавшегося за Литургией евангельского отрывка, верующим был вынесен для целования Крест. Был отслужен Молебен, совершена Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель Храма-протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова. На Сугубой Ектение за обеими Литургиями возносились особые прошения о Единстве Святого Православия и мире на Украине. По окончании Богослужения, отец Алексий обратился к прихожанам с проповедью. Были, также, отслужен Молебен и совершена Панихида.
По завершении Воскресных Богослужений в сквере Храма состоялось празднование Масленицы.
***
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Церковь, готовя нас к Великому посту, учреждает специальные Недели: о блудном сыне, о мытаре и фарисее. Сейчас — Неделя о Страшном Суде. Очень часто те люди, которые далеки от веры, посмеиваются над нами: «Всё посты да ограничения, какая-то мораль. К чему это? Померли, да и всё, на этом конец». Какое безрассудство, какой жестокий обман! Все мы без исключения, умирая здесь, на земле, не исчезаем как личность. Душа человеческая бессмертна. И всем нам, всему роду человеческому — и стоящим здесь, и отрицающим Бога — уже выдана повестка на Страшный Суд. Там еще не указаны время и место, но она выдана. Адвокаты? Не будет там адвокатов. Прокуроры? Тоже не будет. Судья? Будет. А кто же судья? Сам Господь, Который не только знает дела, но и ведает сердечные помышления.
А теперь представьте ту картину, о которой повествовало нам Евангелие. Господь призовет всех. Все, от века жившие, восстанут — и в огне сгоревшие, и зверями растерзанные, и убиенные, и просто умершие. Все без исключения встанут живыми. Призывая на суд, Господь знает сотворенные каждым дела. И будет разграничение — правая, левая сторона от Господа, овцы и козлища. В обращении к овцам — тем, кто жил по заповедям Божьим — любовь и кротость: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
В удивлении все эти праведники, ибо они видят Его в славе небесной, лицом к лицу, и вспоминают свою жизнь: «Когда ж мы Тебя видели?» И ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
И обращение к тем, кто жил по-иному: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». И прозвучит тот же вопрос: «О чем Ты говоришь?! Не видели мы Тебя во славе Бога Всемогущего. А если бы видели, обязательно бы сотворили». «Не видели? Ближний ваш был — сколько раз вы обижали, клеветали, по вашему навету приезжали «воронки»… Вы пресыщались, когда голодали другие, изощрялись в одежде, а кому-то нечем было прикрыть наготу. Кто-то в больнице лежал, а вы не хотели к ним пойти. Отойдите от Меня и идите в муку вечную».
Не случайно это событие называется Страшным Судом. Красивая митра на голове не спасет — и с меня спросят. Архиерей ли ты, священник или простой мирянин, со всех нас спросят за наши добрые и худые дела. Чем выше наше положение — тем больше возможностей творить добро. Значит, и больше спроса за то, что могли, но не делали. Кто-то скажет: «Мы сами бедные». От бедности не потребует Господь сверх меры. Не можешь помочь материально — помоги идущей слабой старушке, старику перейти дорогу. Спроси у соседки, у соседа — может, надо пол помыть или в магазин сходить. Имеешь чего-то больше — поделись с ближним, не обеднеешь.
Кто из нас не бывал в больнице? И часто мы видим, как тяжело люди страдают — к сожалению, не всегда хороший уход в больницах. Мы, стоящие здесь, часто говорим о милосердии. Вот ваш путь в рай: объединились и посетили какую-то больницу поблизости; узнали, кто у нас брошенный, и взяли над ним шефство, начали помогать. Надо идти в больницы и воспитывать детей. Это путь к райской жизни, это та адвокатская бумага, которая будет свидетельствовать, что вы творили добрые дела.
Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Часто мы хвалимся своими мнимо добрыми делами: «Я 100 поклонов положила», — обязательно похвалюсь, что я положила, а ты нет. Буду поститься, буду есть картошку одну, немножко хлеба, водички, но соседку обязательно укушу. Это фарисейство.
Милости хочу, а не жертвы. В наше время не хватает как раз милости, милосердия. Нас призывают любыми путями идти по лестнице административной, идти к богатству любыми средствами. А дальше что? Есть дачи, мерседесы, яхты, а сил у человека — на 70-80 лет, и многие них в трудах и болезни (см. Пс. 89:10). А потом последняя черта, гробовая доска, могила, от которой никто не уйдет. И там уже нет возможности ни для добрых дел, ни для покаяния, можно только отвечать за сделанное при жизни.
Спеши, человек, делать добрые дела. Запомни: уже вручены нам повестки на Страшный Суд. Пусть не указаны время и место, но он случится, и ответ мы все дадим. Никто никого не пугает, как говорят безбожники. Бог так определил, сотворив человека, дав ему свободную волю и послав Сына Своего, воскресшего плотью и избавившего нас от греха, на смерть. Он дал нам Церковь, Таинства, заповеди. Не можем сказать, что у нас не было условий, что мы не знали — и условия, и знания есть.
Поэтому избави нас, Боже, от стояния по левую руку на втором страшном пришествии Твоем, на Страшном Суде. У нас есть еще время и возможность. Помните, о чем говорил Господь: будьте милостивы, внимательно относитесь к своей жизни, к своим поступкам, к своим мыслям, к живущим с вами, к близким. Спешите делать добро, ибо есть еще время. Аминь.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
По материалам сайта www.tatmitropolia.ru.