16 февраля. Неделя о блудном сыне. Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.
Накануне вечером, в субботу, 15 февраля, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги клириком Храма – иереем Максимом Картуесовым было совершено Всенощное бдение.
На полиелее хор Храма пропел 136-й Псалом «На реках Вавилонских, тамо седохом…», которому отводится особая роль в Богослужениях, готовящих нас к Великому Посту. Он исполняется именно на утрене трёх приготовительных Воскресений (Недели о Блудном сыне, Недели о Страшном суде (мясопустной) и в канун Прощеного Воскресенья (Неделя сыропустная)). Также, прозвучало и песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
По окончании чтения Святого Евангелия, отец Максим совершил помазание верующих освященным елеем.
В сам воскресный день, 16 февраля, в Храме, как обычно, были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Божественную Литургию совершил иерей Николай Лукашов в сослужении иерея Максима Картуесова. По окончании Богослужения был отслужен Молебен, совершена Панихида.
Позднюю Божественную Литургию совершил иерей Максим Картуесов в сослужении иерея Николая Лукашова. На Сугубой Ектение за Богослужениями священнослужителями возносились прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине. По окончании Поздней Божественной Литургии, отец Максим поздравил прихожан с праздником, с воскресным днём, причастников-с принятием Святых Христовых Тайн, обратился с проповедью на тему евангельского отрывка, притчи о блудном сыне, читаемого в этот день. Верующим был вынесен для целования Крест, маленьким прихожанам были вручены шоколадки. Также, был отслужен Молебен, совершена Панихида.
***
Неделя о блудном сыне.
Эта притча может быть наиболее известна и потому мы напомним лишь некоторые мысли, которая она в нас вызывала. Притча отмечает постепенность внедрения пороков. Им противостоит добро, виденное человеком в своей жизни, и если бы не это препятствие, то порок внедрялся бы в человека и в общество с быстротой брошенного камня и изуродовал бы его и окружающих. Блудный сын не погиб, «в себе пришел». Поводом к раскаянию послужил голод. Это - драма повторяющаяся всегда и в наши времена. Голод и нужда - это повод к покаянию, первый толчок; добрые воспоминания - указывают путь покаяния. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил добро, которое он прежде видел. Это надо помнить всегда и надо помогать друг другу, чтобы у людей были воспоминания добра; помогать и внутренне и внешне.
Путь покаяния и возвращения к добру - путь далёкий. Его можно пройти лишь с искренним чувством. Но помните, что идущего видит издалека его Отец, и возвращающийся «мил ему был.».
Слова блудного сына, обращённые к Отцу, - это обстановка спасения: порочное само приговаривает себя к наказанию, само осуждает себя и наказание признает заслуженным и справедливым. Неужели, скажут, он не понимал, что это было бы жестоко со стороны Отца - взять сына в число наемников. Нет, он не считал Отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным - таково всегда всецелое покаяние и в ответ на него Отец одевает его в первую, или прежнюю, одежду.
Покаяние есть надёжное и прочное условие возрождения. В покаянии есть горечь, но есть и элемент радости, ибо за покаянием стучится в сердце и надежда. Но покаяние наступает постепенно и путь возвращения не близкий. Редко сразу прекращаются пороки. У отступивших от Бога есть голод духовный, но есть и грубость души, и избалованность сердца.
Страдания и голод, говорим, есть первое средство к возрождению. Но и помимо них могут наступить покаяние и умиление: вспомните Закхея, который, не нуждою гонимый, с такою искренностью и силой отдался покаянию и умилению, что стяжал спасение себе и дому своему.
Митрополит Антоний (Храповицкий).
По материалам сайта www.verav.ru.