Богослужения накануне и в день празднования Собора Вселенских учителей и святителей были совершены в Никитском Храме.
Вечером, 11 февраля, в канун празднования Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого настоятелем Храма-протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма-иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при протодиаконе Сергии Комарове, руководителе Отдела по взаимодействию с государственными структурами, обществом и СМИ Калужской епархии, было совершено торжественное Всенощное бдение с Литией с освящением пяти хлебов, вина, пшеницы и елея.
На полиелее духовенство и хор Храма пропели величание святителям:
«Велича́ем вас,/ святи́телие Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего».
По завершении чтения Святого Евангелия, отец Алексий совершил помазание верующих освященным елеем. Каждый получил кусочек освященного за Литией хлеба.
В сам праздничный день, 12 февраля, была совершена Божественная Литургия. Служение возглавил протоиерей Алексий Пелевин, ему сослужили иерей Олег Плешаков, иерей Максим Картуесов, протодиакон Сергий Комаров.
На Сугубой Ектение за Богослужением возносились молитвенные прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине. По окончании Литургии, традиционно, был совершен Праздничный Молебен, отслужена Панихида.
***
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Мы живем в такое время, которое грозит уничтожением жизни на Земле. Она может погибнуть в одно мгновение, потому что люди не веруют в Бога. Они отвергают самое главное — наставничество, учительство Богом рода человеческого.
В отвержении Создателя, Его авторитета звучит приговор: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32). А в учении Господа Иисуса Христа звучит: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). Это главное откровение Господь открывает нам столько тысячелетий, сколько мы существуем.
Удивительно, что диавол наконец достиг, чего хотел. Люди говорят: «Нет Бога и нет диавола», что ему и нужно: как скрытая болезнь, чтобы убивать людей их же руками, неверием и грехами.
Так было из года в год, пока не пришел Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Он пришел, потому что тогдашние люди не утратили одно свойство — веру в Бога и свои силы. Они шли по пути мрака, заблуждения и греха, но поиска духовного счастья. Оно пришло в образе Иисуса Христа. Те, кто уверовал, стали называться христианами, друзьями Божьими. Тому, кто уверовал, открылись знания о жизни вечной, о добре и зле.
Верующим людям не стоит удивляться, что вокруг так много неверующих. Неверие — это проклятие. Отвержение от Бога равно избранию смерти. Ради верующих Господь будет держать жизнь, ради них солнце не погаснет. Это откровение Священного Писания.
Кто-то всегда знал, что Бог победит. Библия называет таких святыми, Божьими человеками — пророками, мучениками, исповедниками, апостолами, епископами Церкви. Сегодня мы вспоминаем тех, кого называют вселенскими святителями.
Почему мы их прославляем? Было время, когда цари и императоры отрекались от Христа. Один человек был, как свеча на подсвечнике — Василий Великий, который боролся с ересью и победил.
Григорий Богослов объяснял, почему мы должны веровать. Его книги и сегодня мы читаем, чтобы детки подрастали, рождались новые, а заповедь жизни побеждала бы всякую смерть.
Если Господь нас создал, то мы обязаны жить, обязаны служить жизни, стараться жить в добре, счастье человеческом. Иоанн Златоуст шел той же дорогой.
Любовь древних христиан к трем святителям переросла в споры, кто из них лучше, и тогда Церковь установила совместный праздник. Они служили одному и тому же Господу, боролись за истину, которая — мир, любовь и спасение.
Мы приходим в храмы, чтобы защитить свою жизнь от смерти, погибели и ада, вмешательства темных сил. Чтобы тяжести нашей жизни были для нас не в муку и не в страдание, а во спасение и радость предвкушения вечной жизни. Чтобы простые человеческие страхи и ужасы исчезли, такие как войны, страдания от неизлечимых болезней и стихийных бедствий, от человеческой злобы и ненависти, которые мы ощущаем. Люди так жить не должны. Там, где нет Бога, люди превращают жизнь в ад.
Церковь — единственная сила, которая говорит людям об их неправде, греховности, раскрывает дорогу к святости, чистоте, радости, жалости, которая смягчает сердца через детей, мир природы, семейную и молитвенную жизни. Больше всего мы страждем от предательства близких, и сами становимся на путь предательства, когда злоба заменяет в наших сердцах веру, терпение и милосердие.
Учение трех святителей важно для людей в XXI веке. Каждый епископ христианской Церкви — свидетель от Бога против грехов человеческих. То, что священство проповедует Божье слово, есть спасение мира. Отсюда мы видим ненависть и злобу к духовенству. Только одна из всех дорог ко Христу — православная дорога ведет к жизни вечной. Верующие люди — это могучая божественная сила против зла.
Собираясь в храм, мы должны знать, что не просто пришли утешать себя, каяться, молиться. Мы пришли хранить Божий мир для существования Земли и всего космоса, для жизни человеческой. Спасая себя молитвами, мы спасем все, нас окружающее, природное и человеческое. За это и боролись святители, вооруженные знаниями правды Христовой. Мы содержим ее в наших сердцах и должны раскрывать погибающему от грехов и соблазнов миру людей, нашим близким по дому и работе. Не гневаясь на их ослабление, мы должны просить у Господа им спасения и духовного вразумления, не забывая, что надо крепко беречь свои душу и сердце от всякого соприкосновения с грехом, и не под каким видом не соглашаться с неверием, безбожием, а следовать за Господом, Который определяет наши судьбы, будущее, возглавляет Царство Божие и жизнь вечную.
Аминь.
Проповедь Высокопреосвященнейшего Пантелеимона Митрополита Красноярского и Ачинского.
По материалам сайта www.trehsvhram-bazaiha.ru.