Ночное Крещенское Богослужение было совершено в Никитском храме в праздник Крещения Господня.
В ночь с 18 на 19 января 2020 года в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клириков Храма - иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено ночное Крещенское Богослужение: Великое повечерие, Утреня и Божественная Литургия.
На Утрене духовенство и хор Храма пропели величание празднику:
«Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских».
За Божественной Литургией, на Сугубой ектение возносились прошения о единстве Святого Православия и мире на Украине. По окончании, отцом Алексием был совершен Чин великого освящения воды. Далее, настоятель Храма обратился к собравшимся верующим с проповедью и поздравил с наступившим праздником, после чего верующим был преподнесен для целования Святой Крест.
***
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Смысл сегодняшнего праздника выражается в нескольких строках сегодняшнего Евангельского чтения. Господь наш Иисус Христос приходит к Иоанну Предтече креститися на Иордан, а Предтеча говорит Спасителю: «Я требую Тобою креститися, и Ты ли приходишь ко мне?» Затем Господь наш Иисус Христос нисходит в воды Иордана, а по исхождении на него нисходит Святой Дух в виде голубя, а потом с небес слышится глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, на Нем же Мое благоволение».
Итак, в Евангелии мы слышим о крещении-погружении - о том самом крещении, которым крестил Иоанн Предтеча в покаяние, когда к нему подходили тысячи людей, когда он, предваряя крещение Спасителя, крестил их в Иордане.
Но все омывавшиеся люди были грешниками, а Спаситель является праведником. Все люди, которые приходили к Иоанну, они действительно нуждались в том, чтобы очиститься от своих грехов, ведь крещение-погружение совершалось ради очищения. Но Господь наш Иисус Христос, Который приходит в мир, Который воплощается, Который становится подобным нам во всём, кроме греха — спускается в стихию Иордана не с тем, дабы очиститься от грехов которых у Него нет, а с тем, дабы освятить Иорданские воды. И когда он исходит из вод — по исхождении – происходит чудо Богоявления, чудо откровения Святой Троицы. Когда Господь уже вышел на берег, явилась тайна Троичного Божества.
Таким образом мы сегодня празднуем с вами очень высокий праздник - праздник нашего собственного очищения. Но это очищение происходит не для того, чтобы мы возвращались на круги свои, это очищение совершается не ради загрязнения, это очищение осуществляется не как дань обыкновению и традициям, это очищение проходит не как одно из событий в общем порочном круге нашей жизни. Нет, напротив! Это очищение - одна из ступеней, которая возводит на небеса, это очищение должно приводить нас к всё большему и большему совершенствованию нашей души и всей нашей жизни. И Господь, Который выходит из Иордана на брег, после чего и совершается полнота Богоявления – согласно Евангельскому тексту, показывает нам пример движения, духовного движения и восхождения.
Но в тоже самое время на всех иконах, на которых изображается Крещение, если мы посмотрим на них, мы увидим что на Спасителя нисходит Божественная благодать, когда Он находится в самих Иорданских струях. Божественная благодать нисходит в самые воды, Божественная благодать просвещает эти воды. И в этом пример глубочайшей взаимосвязи между чистотой и светом, аскетикой и мистическим богословием Церкви, которое учит – в лице свт. Григория Паламы – о необходимости приобщения Нетварному Свету Божества. На некоторых древних иконах Спаситель стоит окружаемый волнами вод словно божественными лучами, что далеко не случайно. Это показывает нам, что то восхождение, которое мы должны совершить при жизни, то восхождение к Богу, которое мы совершаем, то очищение, та высота духовной жизни, к которой мы стремимся, каждый шаг нашей жизни должен быть проникнут Божественным Светом.
Добродетель, которая предшествует покаянию как исправлению — это смирение. Человек смиренно стоит у божественных струй, человек смиренно стоит пред лицем Господа, подобно Иоанну Предтече, который говорил: «Я не достоин развязать ремень сапогу Его». С одной стороны, подходить к водам покаяния, с тем чтобы снести в себе духовные твердыни, ибо проповедь Иоанна Предтечи - по пророчеству пророка Исаии - происходила с тем, чтобы выровнить все горы и долы, что и означало «сделать прямыми стопы Господни». Иными словами мы должны устроить взрыв в пустыне своей собственной души и уничтожить всё грешное и несовершенное, а затем приблизиться к Господу в полном самоисправлении и в самоукорении, и покаянии.
Но это смирение не бессильное. Это то смирение, которое побуждает нас проникнуться божественной ревностью. Это то смирение, которое должно быть преисполнено Божественным Светом. Поэтому сегодня мы поем: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». С одной стороны, смиренно стоять перед Господом и чувствовать своё недостоинство, а с другой стороны, облечься во Христа! Эта буря покаяния, это бушевание исправления, тот взрыв греховных устоев, который мы должны сделать, сменяется тишиной Божественного покоя и горением Божественной ревности. Праздник Крещения недаром именуется Богоявлением и праздником Божественных Светов. «Свет во тьме светит и тьма Его не объят».
В нашей жизни, дорогие братья и сестры, не хватает текущих вод ибо воды о которых говорится в Писании — это воды которые текут в жизнь вечную. Очень часто мы находимся с вами в неподвижности, мы находимся рядом с божественными источниками, но мы не можем в них войти, а когда мы входим в божественные источники мы не можем воспользоваться их целительной силой, а когда мы исходим из божественных источников, то мы снова попадаем в пустыню своей собственной жизни. И когда Божественное озарение, когда Божественный Свет, когда Господь наш Иисус Христос приходит к нам, когда мы преображаемся, когда мы с преподобным Симеоном Новым Богословом в одной из молитв говорим о том, что «В радости и трепете мы приобщаемся к Божественному огню», то мы потом угашаем в себе этот Божественный огонь. Принимая Божественные дары, саму Божественную и святую Евхаристию, потом мы оказываемся снова равнодушными и разлучёнными со Христом.
И сегодня, день Богоявления — день покаяния и Божественных Светов, день смирения, который проникнут божественной радостью, день, который оказывается не обычным днём нашей жизни, а тем, который размыкает греховный круг. День, который говорит нам, что в том покаянии, в той печали о греховной жизни, которую мы должны иметь в своём сердце, - нет ничего унылого. То покаяние, которое мы совершаем, мы совершаем с тем, чтобы действительно исправиться. Чтобы действительно из состояния равнодушной и неподвижной жизни вступить в воды Иорданские, а вступив в эти воды, по образу Спасителя, проникнуться в этих водах Божественным Светом и горением той ревности, которая не позволит быть нам более в пустыне, которая не позволит нам быть более во мраке, особенно тогда, когда мы так часто имеем возможность соприкоснуться с Божественным Светом.
Господь наш Иисус Христос, исходя из Иордана, получает благословение Бога Отца, открывается полнота всей Святой Троицы, всего богословия. Открывается полнота того богословия, которое должно быть написано на скрижалях нашего сердца. После этого мы не имеем права на равнодушие, но, должны проникнувшись ревностью, и далее вступать в глубины богословия со смирением и ревностью. Аминь.
По материалам сайта www.stihl.ru.
Игумен Дионисий Шлёнов.