10 ноября. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Память великомученицы Параскевы, нареченной Пятница, память святого преподобного Иова, игумена Почаевского.
Накануне вечером, в субботу, 09 ноября, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) настоятелем храма протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении клириков храма иерея Максима Картуесова и иерея Олега Плешакова при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено Всенощное бдение. По завершении чтения Святого Евангелия, отец Алексей совершил помазание верующих освященным елеем.
В сам воскресный день, 10 ноября, по традиции, были совершены две Божественные Литургии.
Раннюю Литургию и Молебен по её окончании совершил иерей Илья Потёмкин при диаконе Вадиме Роговцеве.
Позднюю Литургию совершил иерей Максим Картуесов при диаконе Вадиме Роговцеве. На сугубой ектение возносились прошения и молитвы о единстве Святого Православия и мире на Украине.
По окончании Богослужения, отец Максим обратился к прихожанам с проповедью, также, традиционно, были отслужены Молебен и Панихида.
***
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас перед тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов. Сил зла, которые стараются всячески его поработить, не оставить в нем ничего, что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло.
Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого. Если только мы даем власть в себе какому-нибудь греху, мы делаемся рабами греха. Об этом и апостол Павел говорит подробно. И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека – всю жизнь прожить как оружие зла на земле в безумии, в страдании, в творении зла.
Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос послал их в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту. Выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое в нас качествует, которое мы творим, к которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой, — это именно осквернение и предельная нечистота.
А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада. Оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности, к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям – ко всем без исключения.
И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним вся трагедия вселенной, и Он как бы забывая о трагедии вселенной, вернее, видя ее воплощенной трагически в одном человеке, оставляет все, ради того, чтобы спасти этого человека.
Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем, ради того, чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца, творчески, трагически, крестно, одной-единственной нужде, которой мы можем помочь.
И третий образ. Это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил, и какой ценой. Цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти, оставить их пределы, не творить более чудес, которые им дорого стоят, даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства.
Вот о чем они просили: Уйди от нас. Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны. Уйди.
Нам надо подумать о себе. Мы можем увидеть себя в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или иных страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил.
А это и есть их цель – овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным, как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас. Но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами. Подумаем о себе по отношению к другим людям. Не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать их орудием нашей воли, предметом наших вожделений?
Всякий из нас может найти в себе именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.
И, наконец, подумаем. Мы – Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того, чтобы обратить внимание на одну реальную жгучую нужду.
Подумаем об этом. Потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы. Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь? Кто ты? С кем ты?
Каждый из нас должен себе ответить и ответить Богу, кто мы, где мы. Аминь.
Воскресная проповедь митрополита Сурожского Антония на Евангельское чтение об исцелении Иисусом Христом гадаринского бесноватого (Лк. Гл.8,ст.26-38).10 ноября 1991 г.
По материалам сайта www.mozhblag.prihod.ru.