В праздник Крещения Господня в Никитском храме было совершено ночное Богослужение
В ночь на Крещение Господне, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги прошло ночное Богослужение.
В 22.40 началось Великое повечерие и Утреня. Перед иконой праздника Богоявления Господня духовенство и верующие пропели величание празднику.
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
В 24.00 началась Божественная Литургия, которую совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Вадиме Роговцеве. За Литургией возносились молитвы о мире на Украине и единстве Святого Православия. По окончании был совершен Чин великого освящения воды. В завершение Богослужения отец Алексей поздравил всех присутствующих с праздником, произнес проповедь и преподнес для целования Святой Крест.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня великий день Святого Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и явление через это событие всему миру Святой Троицы. Когда Сын явился в человеческом виде, Святой Дух в виде голубя витал над Ним и глас Отца Небесного свидетельствовал, что «это есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Христос пришел уподобиться каждому из нас, стать истинным человеком, не призрачным, носящем наше человеческое естество. И приобщился всей нашей жизни. Иоанн Предтеча крестил перед Христом, чтобы люди исповедовали свои грехи и через это подготавливали свою душу к принятию Бога.
Писание нам говорит, что и Христос подобно грешным людям приходит к Иоанну крестится, как бы очищая Свои собственные грехи. Но Писание нам говорит, что Христос тотчас вышел из воды, как только в нее вошел. А почему значит тотчас вышел? Потому что Иоанн Предтеча до этого всех людей, которые приходили к нему, держал в воде до тех пор, пока они не исповедовали свой последний глубинный грех. А Христос приходит приходит к воде как грешник, чтобы быть солидарным с нами, чтобы разделить всю нашу немощь, наши скорби. Но Писание говорит: «Тотчас вышел из воды». Потому что не в чем было исповедоваться безгрешному Богу. Но Он разделяет с нами нашу человеческую греховную жизнь, тем самым освящает воды, дарует благодать всем нам и устанавливает это великое таинство, чтобы посредством его мы все становились детьми Царствия Божьего.
Кто-то из святых отцов сказал: «До крещения грех живет внутри человека, а благодать действует во вне». В момент крещения все кардинально меняется: благодать живет внутри человека, а грех действует во вне. Человеку дается семя божественной жизни, человек уподобляется простой земле, в которую вкладывается семя Царствия Божия. И от человека зависит, возрастет это зерно, прорастет ли в его сердце Царствие Небесное или нет. Дается шанс, залог, в этот момент мы соединяемся с Богом. Вчера мы со священниками беседовали, как, говорю, в двух словах объяснить, что произошло в момент крещения и что дает человеку крещение? Что происходит в этот момент? И один батюшка говорит: «Представь себе – телевизор, у которого есть экран, пульт управления, но он не включен в розетку, он не работает. До тех пор пока розетка не будет подключена к источнику энергии, ничего не заработает.
В момент крещения человек соединяется с Богом, с божественной энергией, и человек оживает. А до этого можно быть вроде бы живым, как телевизор, стоит вроде, и не поймешь, работает он или нет. Внешне вроде похож на телевизор, а не работает. И человек может быть внешне живым, а внутри мертвым для Царствия Божия. Он не подключен к источнику божественной благодати через момент крещения. В момент крещения мы становимся наследниками Царствия Божьего. В момент крещения мы становимся воинами Христовыми, мы вписываемся в Его армию, которая воюет с дьяволом.
Не крещенные люди это кто такие? Они смотрят из кустов, а кто победит – белые или красные, наши или не наши? Он ничей. Христос так и говорит – ты не определился – ты не выбрал истину, ты не выбрал правду, ты не выбрал Меня. Кто не родится водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное. Вот, что такое крещение – обещание Богу доброй совести, вступление в завет с Богом, когда мы становимся наследниками Царствия Небесного. Мы берем на себя эти обязательства – быть христианами.
Когда мы крестим людей, говорим: Ты сотворил сейчас этого ребенка наследником царствия Твоего. Когда мы нарекаем имя в момент крещения, мы говорим: нарицается имя Твое святое на новозапечатленном воине Христовом. Крещенный человек становится воином Христовым. А если воины, то и они разделят ту награду победы, которую разделяют воины со своим полководцем, воеводой. А те, кто отсиживается в кустах, ничего не получат. Мало того, как дезертиры еще будут наказаны.
И вот нам всем этот сегодняшний день напоминание нашего крещения, нашего обещания Богу чистой, доброй совести, в завет с Ним и обещания жить по Его правде. Мы когда-то в момент крещения или сами осознанно, или через своих воспреемников-крестных давали обеты Богу – отрицаюся тебя, сатана, всех дел твоих, всей гордыни твоей и всех помышлений твоих, и соединяюсь со Христом, и поклоняясь Ему, и верую Ему яко Царю и Богу. И сегодня белые одежды, которые на священниках – это напоминание всем нам той самой душевной чистоты, которой мы сподобились в момент крещения, потому что в момент крещения человек омывается от всех своих грехов и грехов прародительских. У него уходит греховная скверна, вселяется внутрь благодать Божья. И это не значит, что он становится безгрешным, а это значит, что ему даются силы, благодать и энергия жить по Божьей правде. Внутри него эта сила божественная, это зерно, это семя Божественное в крещенном человеке.
И чистый лист дается человеку – его души. А дальше уже происходит наша повседневная жизнь. Редко, кто эти ризы сохраняет незапятнанными. Но Иоанн Лествечник говорит: «Благодатью Божьей нам дается и второе крещение, потому что, - говорит он, - слезы покаяния, думаю я, бывают для нас вторым крещением». Упал – вставай. Упал – вставай. И так до конца жизни. Бог приемлет опять нас и делает детьми Своими, когда мы с вами через раскаяние, опять соединяемся с Ним. То есть, не просто мысленное сожаление. Сожаление – это еще не покаяние. Покаяние – это сожаление и оставление греха. Мало того, оставление – действие противоположное греху. Как апостол Павел так и говорит: «Кто крал, впредь не кради, а давай милостыню своими собственными руками». Мало сожалеть, мало оставить надо еще искупить, измениться. Вот это и есть покаяние.
И вот Господь сегодняшний нам праздник дает эту благодать, помогающую нам со вне, со стороны, чтобы наши души, как мобильные телефоны, которые не работают без подзарядки, подзаряжались Его благодатью. И дается она через эту святую крещенскую воду – благодатную, освященную. Мы сегодня читали, какими свойствами обладает она, сотвори ее – нетленный источник, освящение, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, ангельской крепости исполненной, да все почерпающие ее и причащающиеся имеют ее ко освящению душ и телес, исцелению страстей, ко освящению домов и на всякую пользу полезную. Это уже не Н2О. Он была несколько минут назад простой водопроводной водой. Но нечто произошло такое, что оставшись простой водой, к ней немножко была добавлена Благодать Божья, которая сделала ее Святой Богоявленской водой. Как говорят греки: великая агиасма, то есть, великая святыня. Когда человека по тем или иным грехам отлучают от святого причащения, ему вместо этого разрешается вкушать антидор и крещенскую воду, как некую замену святого причастия, потому что она тоже исполнена великой благодати.
Многие говорят, а вот она становится святой, потому что там побывал серебряный крест. На несколько секунд была освящена она, скептики так говорят, был на несколько секунд крест освящен. Сколько молекул серебра попало в эту воду? А в эти баки сколько? Ноль-ноль-ноль-ноль… дело не в серебре, дело в Благодати Божьей.
И однажды мне рассказал мой друг, с которым мы учились в семинарии, а теперь он архиепископ Томский Ростислав: он пошел в армию будучи алтарником в одном из храмов города Твери. Он был худенький, маленький, щупленький, и он был верующим человеком, носил на себе крест. И был исповедником в армии, с ним все спорили, полемизировали и прочее. И конечно, там марксизм-ленинизм и прочее. И тогда он говорит: а вот скоро праздник Святого Крещения. Ну, и что? А давайте опыт сделаем. Какой? Семнадцатого числа наберите трехлитровую банку воды из крана. Ну, и что? Наберите. Набрали. В сейф положите. А я наберу ее девятнадцатого числа – на день Крещения. Ну, и что? Потом посмотрите.
Взяли семнадцатого числа банку с водой и девятнадцатого числа. Закрыли в сейф, а крышкой не накрыли, специально еще крышка была открыта. А через неделю, в воскресенье, вытащили. Прапорщик руки потирает: что там будет? Через неделю открывают, ставят на белый лист бумаги, а там подпись была – девятнадцатое и семнадцатое. Та, которая семнадцатого внизу уже появилось что? Зелень. А это смотрите, - говорит. Лупу возьми, может, там тоже зелень есть. Смотрели, смотрели, вокруг банки ходили и сказать ничего не могут. А что произошло-то? А в это время, - говорит он, - вот освящается естество в день Крещения. Если кто-то в каких-то обстоятельствах оказался, не в храме, еще где-то, в деревне – бери воду из под крана, она будет святой, богоявленской. Почему? Освящается водное естество. Верующим людям, до них в любую точку света доходит эта благодать Божья. А те, кто в храме, тем более с этой святыней.
Так вот милостью Своей Господь нам дает, чтобы мы и извне получали Божественную силу, Божественную энергию. И поэтому принято православным христианам натощак вкушать эту святыню. А 19 числа в течение всего дня эту воду можно употреблять, окропить свои дома, свою работу. То есть, вот – освящается естество, а через это мы освящаем все. Это - милость Божья, напоминание нашего с вами крещения, напоминание нашей с вами жизни, к чему мы с вами признаны: стать наследниками царствия Божьего, разделить победу Христа, как Его воины, если только свою верность Ему сохраним до конца. Богу нашему в Иордане ныне крещаемому честь и держава, слава и поклонение во веки веков. Аминь.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/2620-190119#sigProGalleriab91e9dc53f