Prev Next

В Никитском храме г. Калуги было совершено чтение Царских часов.

 4 января в пятницу в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги  совершалось чтение Царских часов. Возглавил богослужение настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова.

По окончании Часов, перед чудотворной мироточивой иконой Пресвятой Богородицы  «Умиление» (Локотская) был совершен молебен и прочитана молитва Царице Небесной. Далее, настоятель произнес проповедь.

Литургии в этот день не положено. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на воскресенье, совершение Царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу (см. Типикон, 24 декабря, 1-е «зри»; 25 декабря, 2-е «зри»).

 

Ча­сы — служ­бы, спе­ци­аль­но ус­та­но­в­лен­ные для ос­вя­ще­ния оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-ли­бо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.

Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля. Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест. 

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми 

В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в на­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей. 

Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как не­ко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту. 

На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си. Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; ви­зан­тий­скую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри. Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «ве­ли­ки­ми».

Ча­сы во­об­ще пред­ста­в­ля­ют со­бой служ­бу, ко­то­рая пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­жеб­но­го про­сла­в­ле­ния свя­щен­ных вре­мён и сро­ков, со­еди­нён­ных с де­лом на­ше­го спа­се­ния. С ли­тур­ги­че­с­кой то­ч­ки зре­ния Цар­ские Ча­сы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва со­ста­в­ля­ют од­но це­лое с ве­чер­ней это­го дня, ко­то­рая уже яв­ля­ет­ся ве­чер­ней на сам празд­ник Ро­ж­де­ст­ва, что под­чёр­ки­ва­ет не­пре­рыв­ность со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии в со­от­вет­ст­вии с по­ве­ст­во­ва­ни­ем Еван­ге­лия.

В от­ли­чие от все­днев­ных и ве­ли­ко­по­ст­ных ча­сов, Цар­ские Ча­сы вос­хо­дят к «пе­с­нен­но­му по­с­ле­до­ва­нию», ле­жа­ще­му в ос­но­ве Ус­та­ва ве­ли­кой цер­к­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, на бо­го­слу­же­ни­ях ко­то­рой при­сут­ст­во­вал им­пе­ра­тор Ви­зан­тии.

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пят­ни­цу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них. Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы. По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а со­вер­ша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.

Первая часть этого богослужения как бы вводит нас в события грядущего праздника: тут и стихиры, повествующие о тех условиях, в которых родился Спаситель мира, и пророческие чтения о рождении Мессии, и осмысление Рождества апостолом Павлом.

Вторая часть Царских Часов посвящена уже родившемуся Христу и тому новому изменению, которое произошло в мире. В апостольском послании, читаемом за этой частью службы слышим: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

Рождение Спасителя от Девы только лишь один из этапов спасения человечества. Поэтому Церковь, восхвалив Рождество Спасителя во второй части Часов, мысленно двигается дальше, к Кресту и Пасхе — апогею искупительного подвига Христа. Третья часть богослужения посвящена осмыслению того, для чего пришел Христос. Поэтому мы и слышим тут слова пророка Исайи о рождении Эммануила (Ис. 7:14). Называя Спасителя этим нарицательным именем, Исайя указывает на то, что рождение Иисуса Христа в мир приближает на с к Богу и дает нам возможность жить с Богом.

Последняя, четвертая часть службы как бы ставит точку в длинном ряде смыслов и символов богослужения Царских Часов. Апостольское чтение говорит о смысле существования тварного мира и всех событий устроения Богом человеческого спасения — единстве Создателя и созданного.

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте