09 сентября. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Собор Нижегородских святых.
09 сентября. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Собор Нижегородских святых.
Накануне вечером, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным было совершено Всенощное Бдение с Литией.
На полиелее отец Алексей пропел величание прп. Сщмч. Кукше Печерскому.
В сам воскресный день, по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю, совершил иерей Павел Степанюк.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Олеге Плешакове. На сугубой ектенье возносились прошения и молитвы о мире на Украине. По окончании Литургии в был совершен Крестный ход в часовню священномученика Кукши и водосвятный молебен. Далее отец Алексей произнес проповедь.
За Богослужением пел хор Никитского храма под управлением Романовой Аллы.
СВЯТОЙ КУКША - ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЯТИЧЕЙ
Утверждение киевской княжеской власти в земле вятичей (на этой территории сейчас расположены Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области) произошло не ранее 1081-1082 годов, когда Владимир Мономах совершил на вятичей два зимних похода: «на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходих первую зиму». Ходота — князь вятичей, а город Корьдна, скорее всего, село Корна Мосальского района; мерянское название этого селения («корт» — дорога) указывает на то, что город этот был занят смешанным населением мерян и вятичей. С XI в. началось распространение христианства на землях, которые еще не были русскими. Вятичи долго противились этому. Крестил вятичей в 1-й четверти XII в. святой проповедник Кукша, монах Киево-Печерской лавры. Существует предание, что священномученик Кукша был родом вятич и происходил из княжеской семьи. Владимир Мономах решил наказать вятичей за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать в глубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князь Ходота и его сын Кукша. Мономах, убив Ходоту, порушил его город Корьдну, а сына взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи. При крещении княжеский сын получил имя Иоанн, но свое языческое имя сохранил и в стенах Киево-Печерской обители. В первом десятилетии XII века земли вятичей входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Муромского княжеств. В церковном отношении они составляли единое целое и управлялись епископом Черниговским, который решил отправить духовную миссию под настоятельством Кукши для просвещения вятичей светом Христовым. Крещение в отдаленных от Киева землях, и у вятичей в частности (после походов на них Владимира Мономаха), проходило отнюдь не мирно: в летописи упоминаются «восстания волхвов» и гибель проповедников. Распространение слова Божьего среди вятичей значительно осложнялось их воинственностью. Известно, что проповедь Кукши сопровождалась великими знамениями и чудесами: «он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил...» Обеспокоенные волхвы, защитники язычества, решили убить проповедника. Богу угодно было увенчать своего избранника мученическим венцом. «После многих мук он был усечен неверными с учеником своим, — повествуется об этом в Патерике. — В то же время блаженный Пимен постник, провидев убиение блаженного Кукши, громко возопил среди церкви Печерской: «Брат наш Кукша убит на рассвете». И, сказав это, преставился в один день со святым Кукшей и учеником его». Так закончилась «многотрудная и преславная» жизнь просветителя нашего края святого равноапостольного священномученика Кукши. Узнав о гибели проповедников, киевские монахи нашли тело Кукши, отвезли в Киев и поместили его нетленные мощи в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры, где они почивают и поныне. Память о мученической смерти Кукши и его ученика Никона до сих пор живет в Калужской области, а народное предание указывает даже место, где был убит сщмч. Кукша, — берег реки Серёны, возле села Серёнска в Мещовском районе. Место убиения святого всегда было почитаемо в народе, на источник ходили крестными ходами. 9 сентября 1913 года, в день памяти святого, были грандиозные торжества, в которых участвовали члены Императорской Семьи, была и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Русская Православная Церковь установила день 27 августа (9 сентября) как день чествования святых Кукши и Пимена. Подготовлено редакцией газеты «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря»
Источник: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/8289/
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/2472-09-sentyabrya-nedelya-15-ya-po-pyatidesyatnitse-sobor-nizhegorodskikh-svyatykh#sigProGalleria1a52b6394d