02 сентября. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых.
02 сентября. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых.
Накануне вечером, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным, в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Олеге Плешакове было совершено Всенощное Бдение.
В сам воскресный день, 2 сентября, по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю, совершил иерей Максим Картуесов.
Перед началом поздней Литургии, из алтаря храма был изнесен ковчег с частицей мощей Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Перед святыней было совершено славление и прочитана молитва.
Позднюю Божественную Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Олеге Плешакове. На сугубой ектенье возносились прошения и молитвы о мире на Украине. По окончании Литургии в центре храма был совершен Чин молебного пения о сохранении творения Божия и славление праздника Успения. Далее отец Алексей произнес проповедь.
За Богослужением пел хор Никитского храма под управлением Суйковской Елены.
Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума)
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».
В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).
Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/2469-02-sentyabrya-nedelya-14-ya-po-pyatidesyatnitse-sobor-moskovskikh-svyatykh#sigProGalleriaeaba6a3736