В Никитском храме второй раз совершалась Пассия.
В воскресенье вечером, 11 марта, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитский/ г. Калуги было совершено чинопоследование Пассии с акафистом Божественным Страстям Христовым, которое возглавил настоятель храма – протоиерей Алексий Пелевин в сослужении иерея Дмитрия Новикова, иерея Максима Коновалова, иерея Дмитрия Агулина, иерея Максима Картуесова, диакона Олега Плешакова. По прочтении Евангелия отец Дмитрий Новиков произнес проповедь. По отпусте под пение «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» духовенство храма и верующие приложились к Распятию, расположенному в центре храма.
Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого… (1Кор.2:2)
Живя посреди мира, мы волей или неволей соприкасаемся с этим миром, с его
обычаями, с его ценностями. И иногда случается так, что мы, православные христиане, воспринимаем образ жизни людей мирских и наши чувства невольно подвергаются искажению, некой тонкой прелести, обману. И этот обман вкрадывается даже в нашу духовную жизнь. Так, к примеру, люди почитают как нечто великое и славное дела рук своих, – все эти города с диковинной архитектурой и электронной начинкой, словом, все блага современной технократической цивилизации. Это сегодня считается вершиной славой человеческого гения. Когда же люди говорят о духовной жизни, то имеют ввиду духовное совершенство, которое чаще всего представляют как суровый аскетизм, подвиги самоумерщвления. И если мы посмотрим на религиозную жизнь большинства людей, то идеалом здесь будут совсем не христианские подвижники. В большинстве случаев это какие–нибудь индийские йоги, Будда или еще кто-нибудь. Да, это люди, которые умерщвляли свою плоть, постились так, как может быть мы с вами никогда не сможем, и даже, может быть, проявляли какое-то человеческое благородство.
Но мы знаем, что всё то, что является славным и великим в этом мире, на самом деле ничтожно пред Богом. Ибо вся эта слава меркнет перед cлавой Креста Господня. И именно для того, чтобы мы не обманывались, чтобы исправили ложные ориентиры, Церковь в дни Великого Поста предлагает нам молитвенное предстояние у Креста Христова, совершаемое в вспоминание Его спасительных Страстей. Ибо и в нашей духовной жизни может произойти та же самая подмена, которая происходит в мире: видя красоту храмов, наблюдая за торжественностью Богослужения, изучая предания Церковные, вникая в историю Церкви человек может поразится величием православной религии и влюбится в само церковное устройство, в красоту этого устройства, забыв о том, что в центре все духовной жизни находится подвиг Христа, Его смирение, Его крестная смерть. И когда человек входит в духовную жизнь Церкви, когда начинает совершать подвиги поста, молитвы, долгого стояния на богослужении, здесь его подстерегает опасность – встать на путь самосовершенствования, самоспасения, которого так много в этом мире.
И вот пассия, чинопоследование которой высокими, боговдохновенными словами раскрывает для нас Тайну Креста Христова, научает нас тому, чтобы мы не обманывались, будто цель христианской жизни это достижение духовного совершенства. Главной целью жизни христианина является стяжание Славы Христовой, соединение со Христом, познание Христа и Христа распятого. Именно эта вера и является истинной верой и великой верой, а не та, которую мы приобретаем, полюбив церковную традицию, её красоту и силу. Если мы посмотрим на христиан первого и второго столетия – апостолов, исповедников, мучеников, – то увидим, что их исповедание веры было достаточно простым. У них не было еще церковного искусства, великолепных храмов, у них еще истории самой не было, ибо тогда все еще только начиналось. Но тем не менее Церковь росла и умножалась благодаря проповеди о Христе распятом. Именно это было самым главным воспоминанием христианина. Потому что в Кресте Христовом заключена вся тайна нашего спасение, вся сила нашего обожения, возвращения в прежнее состояние детей Божьих. В Кресте Христовом, в Его безмерном и величайшем смирении, заключается главный подвиг, который предпринял Сын Божий ради нашего спасения.
Современникам евангельских событий трудно было прийти к сознанию истинности веры во Христа. Ибо перед ними стояли великолепие языческих храмов, высокая античная культура, если мы говорим о язычниках, древность религиозной традиции и истории, великолепие богослужений, как это было у иудеев. И вдруг посреди всего этого великолепия раздается проповедь о Боге распятом, страдающем, уничиженном и опозоренным. И заметьте, еще нет никаких храмов, никаких украшенных золотом крестов, куполов, колокольного звона, никаких икон, – ничего этого нет. Только проповедь апостольская. О том, что Крест это и есть Слава Божия, это есть и сила Божия, которая нужна нам для нашего спасения. И вот в этих условия как было поверить в христианскую проповедь, как признать ее истинность? Неужели можно поверить каким-то людям на слово, что где-то там, в Иудее, на крошечном клочке земли, размером десять на десять метров, когда совершалась казнь некоего человека, совершилось спасение всего человечества? Можно ли поверить таким словам?
Можно, если эти слова произносят те, для которых Христос распятый открылся как Господь Славы
(1 Кор.2,8). И открылся не просто в умственном плане, не в хитросплетении проповеди, а в особой силе Божьей, благодатной силе, которую Господь посылает каждому человеку, который соприкасается сердцем со Страстями Христа, сострадает Ему, следует по стопам Христа вплоть до Голгофы и предстоит у Его Креста. Эта сила до сих пор возрождает к новой жизни сотни, тысячи и миллионы людей, которые открывают для себя величие подвига Христова. Именно крестной смертью Христа каждый из нас наследует спасение и получает освещение в Его Церкви.
И все, что мы совершаем Великим Постом, дано нам для того, чтобы мы накануне Пасхи Христовой предстояли пред Крестом Господним в великом смирении; когда пройдут недели поста, когда церковь в своих богослужения во всей полноте раскроет для нас домостроительство нашего спасения, Церковь призовет нас к молчанию. «Да молчит всякая плоть человеча», — так поётся в одном из богослужений Великой Пятницы. Но не к простому молчанию, недоуменному, призывает нас Церковь, а к молчанию благоговейному. Чтобы это благоговение в нас родилось, чтобы из этого благоговения родились благие плоды нашей веры, Церковь задолго до Страстной седмицы представляет нас перед Голгофой и разъясняет нам смысл Страстей Христовых. И когда человек соприкасается с этим таинством божественной любви (а смерть Христова есть величайшее проявление любви Бога к роду человеческому: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16)), то не может не ответить на эту любовь своею любовью.
И чем больше будет эта любовь, чем глубже будет наше с вами смирение, – ибо невозможно не смириться перед Тем, Кто смирился ради нашего спасения: сошел с Неба и, восприняв человеческую плоть, стал подобным нам Человеком, – тем больше будут плоды нашего поста, наших молитв, тем больше укрепится наша с вами вера. Тогда человек, который чувствует в себе какую-нибудь страсть (а они есть у каждого из нас), вдруг обнаружит, что эта страсть побеждена: злоба – побеждена добротой, жадность – щедростью, гордость – смирением, похоть – воздержанием. И он увидит, что и доброта, и щедрость, и смирение, и воздержание, и все благие качества, какие есть, они не его – они Христовы, которые Господь даровал человеку за то, что он поверил в то, что Распятый на Голгофе – не простой Человек, но Бог, смиривший Себя до смерти, и смерти Крестной. Аминь.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/2244-11104134#sigProGalleriaf8f9ca2bf6