Prev Next

29 октября. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

Накануне вечером в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги настоятелем храма протоиереем Алексеем Пелевиным при диаконе Вадиме Роговцеве было совершено Всенощное бдение.

В сам воскресный день по традиции, были совершены две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил клирик Свято-Успенского храма г. Калуги иерей Иоанн Голенок при диаконе Вадиме Роговцеве. Позднюю Литургию совершил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин при диаконе Вадиме Роговцеве. На сугубой ектенье настоятель вознес молитву о мире на Украине.  По окончании Литургии был совершен молебен.

Далее, отец Алексей произнес проповедь на «притчу о сеятеле».

Также клириком храма - иереем Алексеем Дорохиным Богослужения совершались в храме святителя Николая в д. Чижовка.

 

Притча о сеятеле

Мф 13:3–9,18–23

Сегодня в Евангельском чтении звучала всем нам хорошо известная притча о сеятеле. Когда читаешь, все понимаешь очень хорошо, тем более что потом Господь Сам ее объясняет. Тут как бы и проповедовать не о чем, все ясно. Образ сеятеля — это образ Господа, Который всегда стучится в наши сердца и пытается посеять в нас семя жизни. Выходит сеятель сеять Слово, семя Его Слова падает на почву наших сердец, а сердце наше похоже либо на дорогу, на которой все исхожено и истоптано, либо на камень, на котором ничего возрасти не может, либо на терние, сорняки, которые заглушают все благое. А может оно, сердце Христово, быть похоже на добрую почву, способную все ценное сохранить, взрастить и принести плод.

В каждом из приведенных в притче случаев мы узнаем себя, потому что прекрасно видим в себе, как это Слово проникает через нелепые помыслы и разговоры; как это Слово падает на камень нашей злобы, отчуждения, осуждения других людей; как заглушают его наши заботы житейские, желание пожить в свое удовольствие, прилепиться к миру сему. И одно только нам непонятно: как же сделать так, чтобы наше сердце было похоже на добрую почву, что же должно произойти, чтобы и наше сердце хоть когда-нибудь принесло плод Господу.

Ведь это страшно, подумайте… Господь нам так доверяет. Господь сеет Свое Слово везде: и на дороге, и на камне, и в тернии… Он же видит, что наши сердца — именно такие, что они — не добрая почва. Если б все сеялось на доброй почве, давно бы наша жизнь превратилась в Царство Небесное, райским садом стала бы наша земля, в котором люди приносили бы свой плод, отдавая сторицей, кто триста, кто шестьдесят, а кто сто… А такого не бывает, а если и случается иногда, мы о таких людях говорим, иконы им пишем. Их совсем немного.

А все остальные — это мы, которым Господь доверяет Свое Слово несмотря на окаменение наших сердец, несмотря на то, что мы погрязли в житейских заботах, несмотря на то, что в нас сеются и хорошо прорастают совсем другие семена: семена раздражения, злобы, забот житейских, — всего, что не Бог, а люди в нас сеют. Все в нас заросло этим сеянием — жестким, безбожным и иссушающим душу. Но слово Божие все равно в нас сеется, несмотря на то, что почва наших сердец воспринимает совсем другое. Господь очень любит нас. Господь доверяет нам Свое жизненное семя. Господь, видя наше неумение, все равно продолжает это сеяние, потому что очень надеется, что мы что-то с собой сделаем, что все-таки в нас что-то произойдет, что почва наших сердец каким-то образом преобразится, сделается другой — плодоносящей.

И это возможно для каждого из нас, потому что какой бы сухой ни была земля духовная, семя Божие все равно сильней. То семя, которое сеет в нас Господь, по своей преображающей благодатной силе готово и может победить все чужеродное, перебороть, прорасти и на камне и в тернии, и на этой дороге истоптанной, лишь бы мы немножечко потрудились… Лишь бы мы оставили место этому Сеятелю, хотя бы небольшое пространство наших сердец, способное принять в себя Его семя.

Если это семя будет принято, оно обязательно прорастет, потому что это — Слово Божие, а Слово Божие, говорит апостол Павел, подобно мечу обоюдоострому — проходит через человека и разделяет его дух, душу, и все его составы. Как меч — это Слово, изреченное Господом… Оно из небытия в бытие все привело, оно заставило вращаться вселенную, миры создало. Все, что происходит вокруг нас — это тоже Слово Божие, все то же самое сеяние, которое Господь творит в наших сердцах, на которое наши сердца просто должны отозваться.

Ведь мы прекрасно знаем, что всякую землю, как бы бесплодна она ни была, человек, если он потрудится по-настоя­ще­му глубоко, способен превратить в землю плодоносную. Надо только приложить очень много сил, удобрить ее, полить своим потом и еще потом наблюдать, как посаженное будет расти. Это мы все хорошо знаем на собственном опыте: чтобы посадить цветочек — нужен труд. А чтобы семя Божие взрастить, требуется особый труд — труд духовный. И если человек только начинает трудиться, оказывается, что духовный труд каждому по силам, потому что самое главное в духовном труде — это решимость; решимость сделать шаг навстречу Господу и не делать ни шага обратно. Сделать шаг, а потом — еще один, а потом еще один, и вот так всегда идти за Господом. Преподобный Серафим Саровский говорил, что отличие праведника от грешника только в решимости. Только это одно отличает человека мертвого от человека живого, человека грешного от человека праведного, человека верующего от человека неверующего — только решимость. Надо только встать и сделать шаг к Богу. Когда человек этот шаг делает, его сердце становится другим, его душа становится иной. При приближении к Богу все то, что он приобрел ложного, нечистого и искореженного, сразу уходит в небытие. Все ненастоящее, приближаясь к настоящей жизни, которую нам дает Господь, встречается с настоящим, ложь встречается с правдой.

Как только мы действительно начинаем приближаться к Богу, все становится на свои места: чем ближе мы к Богу, тем в нас жизни становится больше, а смерти становится меньше. Это очень простая истина, и каждому из нас она известна. Когда смерть встречается с жизнью, она уходит в небытие, потому что они не могут соединиться в один сплав, существовать в едином жизненном пространстве.

Все, что встречается с Господом, проверяется на истинность, так и каждый из нас проверяется на истинность, когда встречается с Богом. Как только мы к Нему подходим ближе, все не истинное уходит, иногда с болью, но отпадает, а все истинное и живое начинает в нас по-настоящему возрождаться. Но если мы отходим от Него, наша душа превращается либо в камень, либо в дорогу, либо в терние, наша ложь начинает цвести буйным цветом и забивать в нас жизнь. И никакого плода мы не можем принести, как бы ни говорили о том, что мы в Бога верим, что в церковь ходим, что-то правильное делаем…

Как только человек движется к Богу, все естественные дары, которые Господь вложил в него, начинают вдруг оживать. Нет у нас смирения, а у Бога есть. И вот мы приближаемся к Богу, и оказывается, что Он нам тоже подарил возможность быть смиренными. Нет у нас любви, а у Бога — есть, и вот мы к Нему идем, и Он нам дает любовь. Чего только не дает нам Господь очень важного для спасения души…

Но не делая ничего, мы Его дары не возьмем, сколько бы мы книг ни прочитали, сколько бы доброго и хорошего ни узнали, как бы красиво и глубоко ни рассуждали о том, как бы нам стать добрыми и хорошими людьми, как бы нам сделать так, чтобы наша жизнь стала полной и благодатной, — ничего не получится, если мы просто не идем к Богу, если мы не движемся ко Христу ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Но если мы ко Христу идем всегда, каждую минуту, то все у нас получается, потому что Господь подает нам все недостающее, а мы можем это принять, потому что берем не для того, чтобы взять и ничего с этим не делать, а потому, что мы не можем уже по-другому жить, потому что двигаясь ко Христу, мы становимся другими, такими, как Он. В нас просыпаются Его черты, Его качества, мы становимся Его детьми. И это очень просто, тут даже много-то и не скажешь, самые простые слова, самая простая притча об этом говорит: для того, чтобы нам себя исправить, нам просто надо идти ко Христу. Просто, но ежедневно, просто, но каждый раз, просто, но всегда, не делая остановок, не давая себе поблажек, потому что невозможно от духовной жизни уйти в отпуск, сделать паузу. Ведь в жизни вообще невозможно остановиться, потому что как только человек делает в жизни паузу — он умирает. И в духовной жизни происходит то же самое. Человек не может устать от Бога, если он Бога любит.

 

А мы, к сожалению, часто думаем, что устали от духовной жизни, устали от бесконечных требований, которые нам предъявляет Церковь: от постов, от утреннего и вечернего правила, от того, что мы должны вовремя в храм приходить в воскресенье и вообще в церковь ходить — мы устаем от этого, мы устали от Бога… Но на самом деле мы устали от себя: от своих собственных страстишек, от своей собственной гордости, от всего того, что делает нашу жизнь камнем и тернием, — от этого наше сердце устает и от этого оно жаждет освободиться. А освободиться просто — просто надо идти ко Христу. Аминь.

протоиерей Алексий Уминский

 

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сейчас 257 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте