16 октября. Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Накануне праздника, 15 октября, в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский) г. Калуги настоятелем храма – протоиереем Алексеем Пелевиным в сослужении всех клириков храма было совершено Всенощное Бдение.
В сам день праздника по традиции были совершены две Божественные Литургии. Раннюю совершил иерей Алексей Дорохин при диаконе Вадиме Роговцеве. Позднюю Литургию совершил настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Коновалова, при диаконе Дмитрии Агулине. На сугубой ектенье возносились прошения и молитва о мире на Украине.
Исповедь совершал клирик храма иерей Дмитрий Новиков. По окончании Литургии настоятель храма поздравил Молодежное движение Никитского храма с годовщиной основания и пожелал юношам и девушкам успехов в делах милосердия и большей активности в социальных проектах. Далее слова поздравления и благодарности произнес руководитель Молодежного движения – Хланта Марк. В своем слове он особо отметил привлечение к социальной активности школьников среднего и старшего звена. По окончании настоятель, духовенство и прихожане пропели многолетие. Далее, после целования Креста всем были подарены сладости, сделанные руками молодежи.
Сегодняшнюю проповедь (Лк. 6:31-36) Спаситель начинает так называемым золотым правилом христианства: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В основе этой заповеди лежит простая логика. Каждый человек есть образ Божий, в каждом человеке, по слову свт. Григория Богослова, имеется «частица» Божества, это то дыхание жизни, которое Бог вдунул в человека при творении. Значит для христианина не может быть деления людей на высших и низших, на людей второго и первого сорта, ибо все люди в глазах Божиих равны, а значит ко всем окружающим людям христианин должен относится точно так же, как к самому себе.
Но в этих словах скрыт не утилитарный смысл, не совет о том, как сделать так, чтобы легко и с выгодой для себя прожить эту жизнь, подстраиваясь под желания людей, а в итоге для себя же получать то, что дал другим. Нет, здесь нечто большее, что раскрывает нам Господь уже в конце сегодняшнего чтения: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Оказывается мы должны быть милосердны и добры к людям не потому, что просто Богу так захотелось, как какому-то прихотливому властелину, но потому, что Сам Бог есть такой – Он милосерд. А с милосердным Богом сможет быть лишь милосердный человек. Золотое же правило в данном случае выступает как мерило того, как же я должен отнестись к ближнему, чтобы уподобиться Богу.
И в этом открывается великая тайна христианства, не известная ни одной религии мира. Человек призван к тому, чтобы стать подобным Богу, а стать подобным для того, чтобы в самой тесной связи жить с Ним. Оказывается, мы не приносим жертву Богу, чтобы Он сжалился над нами или вознаградил чем-то, не говорим о том, что рассерженного на нам Бога мы должны задобрить, но утверждаем, что исполнение заповедей нужно именно для того, чтобы уподобиться Богу, чтобы суметь разглядеть в себе грех, понять, что пока я служу греху – я не могу быть с Богом, как бы тщательно я не исполнял внешние религиозные предписания и каким бы хорошим в глазах людей не выглядел. Мы не исполняем прихоти Бога, мы не задабриваем Его, не приносим каких-то необходимых Ему жертв, не зарабатываем рая. Милосердие, добро, любовь – это свойства Бога, которыми Он хочет поделиться с человеческим родом, чтобы все люди стали такими же, как Бог.
Поэтому, когда перед нами стоит сложнейшая задача – простить обидчика – мы не должны думать о том, достоин ли он прощения, стоит его прощать или нет, но мы должны вспоминать, что если мы сами хотим уподобиться Богу, то значит мы простим своего обидчика, даже если наше греховное, отдаленное от Бога нутро и противится этому.
И пусть перед нашими глазами всегда будет пример распятого Христа, Который и на кресте не перестает заботиться о людях и прощать их, ведь даже за несколько минут до смерти Он молится Своему милосердному Отцу: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». И это не какой-то показной пафос, но именно обращение Сына к Своему Отцу, про Которого Он знает, что Отец милосерд, и милосерд даже к тем людям, которые распинают Его единственного Сына, Который и пришел-то ради спасения этих самых распинателей.
https://nikita-hram.ru/index.php/novosti/7-novosti/1660-16-oktyabrya-sedmitsa-17-ya-po-pyatidesyatnitse#sigProGalleriad0cc9505c0